Мария Арбатова: у меня хороший прогноз для нашей страны

На сайте starchat.ru все желающие могли задать свой вопрос писательнице Марии Арбатовой.

Мария Арбатова

-Мария Ивановна, какие у вас сейчас отношения с телевидением, увидим ли мы вас в каком-нибудь теле-шоу?

-Сейчас у меня идут переговоры об одном телевизионном проекте, но думаю, они ничем не увенчаются. Последнее время я занимаюсь в основном политикой и мне интересно заниматься только ею на телевидении. К сожалению, этот жанр на сегодня слишком жестко узурпирован мужчинами.

-Ваша литературная работа — что это для вас: способ самовыражения, хобби, возможность зарабатывать деньги, трибуна для выражения ваших взглядов, или что-то ещё?

-Основная профессия, подтвержденная и дипломом, и гонорарами, и видением мира.

-Мария Арбатова — это ваше настоящее имя или псевдоним? И еще: как сейчас складываются ваши взаимоотношения с Юлией Меньшовой?

-Арбатова — это псевдоним, который стал официальной фамилией. Что касается Меньшовой, нормальные, обычные отношения, но мы не пересекаемся, поскольку существуем в разных мирах.

-Слава, на ваш взгляд — это скорее яд, нежели лекарство? Или наоборот?

-Все зависит от психической сбалансированности. Мне приходилось встречать людей, которых популярность совершенно ломала и превращала в идиотов и людей, которым она не мешала.

-Скажите, пожалуйста, вас не раздражает, что люди, услышав вашу фамилию, говорят: феменистка в 90% и драматург в 10%? Как вы считаете, ваши пьесы трудны для постановки? Что означает для вас слово «партнер» в семейной жизни?

-Нет, не раздражает. Учитывая, что я уже 8 лет, как не пишу пьесы, а пишу прозу. Мои пьесы очень легки в постановке и, к сожалению, я в последнее время езжу чаще на свои западные премьеры, чем на наши. Касаемо партнера: Партнерский брак — это брак, в котором никто никого не давит, а люди помогают друг другу реализовываться.

-Скажите, если бы можно было изменить свою жизнь, отказались бы вы от того ценного опыта, который вам принесли пережитые трудности, в пользу «розовых очков», которые, возможно, искажают реальную картину мира, но все же изрядно защищают зрение от циничного взгляда на жизнь?

-Нет, не отказалась бы от своего опыта. И не считаю, что на выходе из него стала циничной.

-Вы живёте, чтобы писать, или пишете, чтобы жить? И как вы относитесь к людям, которые пишут, чтобы жить?

-Я сомневаюсь, что такая порода людей существует, поскольку инстинкт самосохранения значительно выше инстинкта написания литературных произведений.

-Предполагаете ли вы, какой отклик вызывают ваши произведения у женщин либо личностно не сформировавшихся, либо неудовлетворенных собственной жизненной ситуацией? И чувствуете ли вы свою ответственность за те изменения, которые происходят в мыслях и душах ваших читательниц?

-Да, мне известны масштабы отклика. Я совершенно сознательно формирую у женщин умение пользоваться психологическими технологиями, которые помогали бы им выживать.

-Опишите, пожалуйста, тип людей, общаться с которыми вам наиболее трудно?

-Я практикующий психолог и могу общаться даже со списанными сумасшедшими из Ганушкина.

-Извините за такой вопрос, но многие мужчины вас недолюбливают. Насколько важна для вас любовь этой половины человечества?

-Это абсолютная мифология, чего-чего, а любви мужчин у меня в жизни всегда было избыточно. А что касается цифр, то на выборах в Госдуму за меня голосовали мужчины до 50 с высшим образованием и с высокими доходами. Меня вполне устраивает любовь этой группы населения.

-Вы участвовали в написании предвыборной президентской программы Бориса Ельцина. Насколько изменилось ваше отношение к нему за эти годы?

-Ни секунды не изменилось. Я работала на Ельцина на трезвую голову, понимая все его недостатки, но при этом видя, что в данный момент в России нет лучшего лидера.

-Вы баллотировалась в Государственную Думу в 1999 году от Союза Правых Сил. Вы всецело их поддерживаете? Насколько симпатичны вам люди, состоящие в этой партии?

-Я сама вступила в эту партию и возглавляю арбатское местное отделение СПС. Я не идеализирую СПС, считаю, что лидеры абсолютно безнравственно вели себя во время моих выборов в Госдуму. Исключение составляет Немцов. Но у меня нет другой партии — все остальные еще хуже.

-Ассоциируете ли вы себя с кем-нибудь из животного мира? Если да, то с кем?

-Восточно-европейская овчарка.

-Есть ли у вас какое-нибудь хобби?

-Да. Лошади.

-Вам нравятся телесериалы?

-Единственный телесериал, который я считаю работой из области искусства — шедший в моем детстве сериал «Сага о форсайтах».

-Что вы считаете своим главным достижением в жизни? А что было самой тяжкой неудачей?

-Самое главное достижение в моей жизни — это мои потрясающие сыновья Петр и Павел. Что касается неудачей — смерть моего отца, когда мне было 10 лет.

Мария Арбатова с семьей
Мария Арбатова с семьей

-Как вы представляете себе самый идеальный отдых?

-Для меня самый идеальный отдых — это круизы.

-Ваше отношение к абортам?

-Очень плохо отношусь.

-Какие, по вашему, изменения в обществе произойдут в ближайшие 5-10 лет? Каков ваш социальный прогноз?

-Я думаю, что глобальный экономический рост, оцивилизовывание экономики и начало работы инструментов прав человека. У меня хороший прогноз для будущего нашей страны и с каждым днем он подтверждается все больше и больше.

-Расскажите, пожалуйста, как вы познакомились со своим мужем Олегом? Как он относится к вашей деятельности и творчеству?

-Мы познакомились 4 октября 1993 года во время путча. Нормально относится к моему творчеству, хотя в области политических интересов и предпочтений у нас происходят очень сильные размолвки.

-Вам знакома безработица?

-В 1991 году, будучи уже известным драматургом, я столкнулась с тем, что театры перестали платить и у меня на руках оказались двое сыновей. Для меня это была не просто безработица, а новый тип социализации, потому что до этого я была женщиной, которая никогда не работала. Поэтому слово безработица я воспринимаю как нежелание человека снизить свои амбициозные интересы. И когда у меня не было денег, я готова была делать любую работу, даже самую непрестижную работу.

-Вам знакомы сомнения в собственной правоте? И если да, то как часто они вас посещают?

-Дело в том, что у меня довольно быстро работает голова, и я, как правило, успеваю отредактировать, что правильно, а что неправильно. Как говорил Наполеон: «Вдохновение — это слишком быстро сделанный расчет».

-У вас дома есть Интернет?

-Да. Дома у меня два компьютера.

-Вы любите сидеть в чатах? Или же для вас это непривычно?

-Мне жалко времени на чаты. Я больше люблю общаться по ICQ.

-Вы создали себе образ сильной женщины, а часто ли вы плачете? Что, например, сейчас в состоянии вызвать у вас слёзы?

-Поскольку все-таки я психолог, я знаю ситуации, в которых слезы — это наиболее эффективная разгрузка. То есть, плачу я не часто, но считаю это адекватным средством психологического восстановления. Сила не в том, чтобы не плакать, а в том, чтобы уметь плакать, когда тебе это надо и столько, сколько тебе это надо.
Ладно, всем спасибо! Удачи, счастья и осваивайте пространства Интернет! Спасибо за вопросы!

Автограф Марии Арбатовой

Материал подготовил Денис Бессонов