Одна из самых ярких и талантливых балерин Европы, заслуженная артистка России, вызывающая восхищение зрителей во многих странах мира, солистка балета Большого театра Анастасия Волочкова сегодня в гостях у нашего издания.
-Анастасия, зрители привыкли видеть вас великолепной, уверенной в своих силах балериной. На сцене и в обычной жизни вы разный человек?
-Я думаю, что с большей уверенностью это может сказать тот человек, который видит меня и на сцене, и в жизни. Мне кажется, когда выходишь на сцену, мобилизуя волю, отдаешь на сцене все свои силы, подчас без остатка, в жизни уже трудно сдержать эмоции, некоторую накопившуюся нервозность.
-Ни для кого не секрет, что вы очень много работаете, участвуете во всевозможных проектах. На отпуск время остается? Где обычно любите отдыхать?
-Да, у меня действительно всегда много работы. Например, летом, когда Большой театр предоставил месяц отпуска, я записывала на телевидении свои новые современные номера, репетировала. А вообще летом я обычно принимаю участие в международных фестивалях балета. Поэтому мой отпуск — это три дня на берегу моря. Мне понравился остров Кипр — удалось вырваться в позапрошлом году.
-Какие качества в людях вы цените больше всего?
-В женщинах ценю доброту, умение радоваться жизни, мне нравятся стильные женщины. В мужчинах — главное ум, воля, терпение.
-Наверное, как и любая женщина, вы любите цветы. С каким цветком могли бы себя сравнить?
-Да, цветы очень люблю, они для меня живые существа, несущие свет, тепло, аромат. Цветы могут передать настроение человека, который их подарил, по-моему, цветы говорят. Мне нравятся и ромашки, и розы. А сравнить себя могла бы с хризантемой. В японской поэзии хризантема — символ стойкости, и свою сольную программу три года назад я назвала «Моя хризантема».
-Анастасия, поскольку наше издание называется «Интернет-Лоцман» не могу не спросить о вашем отношении к виртуальным технологиям. Интересуетесь компьютерами и интернетом?
-Нет, лично я не интересуюсь компьютером, не захожу в интернет. Я живу в своем мире балета и искусства. Меня окружает огромное количество людей, идей, проектов т.д., поэтому общением я переполнена, а интернет — это своего рода общение с миром.
С Анастасией Волочковой общался Денис Бессонов
Путь звезды
Великолепная, яркая балерина, которая легко выполняет сложные технические приемы, уверенно чувствует себя на сцене, получает награды за свое профессиональное мастерство — такой мы видим Анастасию Волочкову сегодня. Но, чтобы добиться этого, нужно было пройти через множество трудных моментов, верить в свои силы, когда окружающие сомневались, доказывать, что они не правы, и никогда не отступать от своей цели, от заветной мечты, искусства…
От мечты, которая возникла еще в детстве, когда мама привела Настю на балетный спектакль. Но сколько девочек в детстве мечтают стать балеринами, а воплощают это свое желание отнюдь не все. Потому как оказывается, что легкость на сцене сменяется тяжелыми тренировками в классе, постоянными репетициями. И нужен особый характер, чтобы жить в этом ритме, чтобы развивать свое мастерство, не останавливаться на месте и каждый раз искать что-то новое в искусстве. Все это присуще Анастасии, и ее творческая биография — лучшее тому подтверждение.
Анастасия училась в Российской Академии Балета имени А. Я. Вагановой, у прославленной русской балерины и замечательного педагога Натальи Дудинской. За год до окончания Академии Анастасию принимают в труппу Мариинского театра стажером. И уже в апреле 1994 года она дебютирует в роли Одетты-Одиллии («Лебединое озеро»). Этот дебют — выпускной экзамен в Академии, это и экзамен на положение солистки Мариинского театра. Те, кто видел «Лебединое озеро» с Анастасией в главной роли, знают, что иного результата, кроме как «отлично» в Академии и приглашения на сцену Мариинки солисткой, и быть не могло. Главная партия «Лебединого озера» как будто создавалась специально для Волочковой — королевы на сцене, идеально воплощающей образ Царевны-лебедя.
В последующие годы Анастасия исполняет на сцене Мариинского театра главные партии почти во всех балетах классического репертуара. Выезжая на гастроли вместе с труппой Мариинки, балерина получает признание и любовь зрителей уже за пределами России. В 1995 году Настя танцует на сцене «Метрополитен-Опера» в Нью-Йорке. «Волочкова, красноречивая и блестящая, представляется балериной безграничных возможностей»- так отзываются о выступлении Анастасии критики («Нью-Йорк пост»). И балерина доказала, что хвалебные отзывы критиков неслучайны.
В марте 1998 года Анастасия дебютирует на сцене Большого театра — художественный директор Владимир Васильев пригласил Волочкову на роль Царевны-Лебедь в созданной им оригинальной версии «Лебединого озера». Войдя в труппу Большого театра, Анастасия исполняет главные партии в балетах «Раймонда», «Баядерка», «Жизель». Запоминающейся для Анастасии и ее зрителей, стала роль Императрицы (Екатерины II) в «Русском Гамлете» Б.Эйфмана. Яркая индивидуальность, выразительность исполнения, необыкновенная артистичность балерины не могли остаться незамеченными.
В мае 2000 года в австрийском городе Сен-Пельтен Анастасии вручают приз «Золотой Лев» — «самой талантливой балерине Европы». И в это же время Волочкова начинает работать в составе труппы Английского национального балета в Лондоне. На сцене королевского «Альберт-Холла» балерина исполняет партию феи Карабос в оригинальной постановке «Спящей красавицы». Журналисты лондонских газет не пропустили дебют Анастасии на сцене «Альберт-Холла» и после выступления писали: «Анастасия Волочкова — одна из самых ярких, роскошных молодых балерин России. Она обладает сценической внешностью, стилем, гибкостью, умением подать себя…» («The mail on Sunday»).
В Большом театре Анастасия также продолжает покорять зрителей исполнением партий в классических балетах. Важной работой для Волочковой оказывается постановка «Лебединого озера», осуществленная выдающимся хореографом Ю.Н.Григоровичем. Он видел в роли Одетты-Одиллии только Волочкову, «волшебную танцовщицу». Но Анастасия — балерина, которая постоянно находится в творческих поисках. Ее талант требует выражения не только в главных партиях классических балетов. И Волочкова начинает выступать с сольными программами. Ее концерты с большим успехом проходят в Петербурге, Москве, Париже, Лондоне, Афинах, Гетеборге. Балерина с каждым новым концертом расширяет свой репертуар.
27 июня 2001 года в Санкт-Петербурге проходит премьера программы «Лестница в небо», поставленной талантливым хореографом Эдвальдом Смирновым. А уже в сентябре Анастасия гастролирует в Лондоне, дебютируя в балете «Кармен-сюита». Начало 2002 года также ознаменовалось новыми работами. 2 января Анастасия выступает на сцене Санкт-Петербургской филармонии. Концерт проходит в рамках Зимнего Фестиваля «Площадь Искусств». Балерина включает в выступление новый номер, до этого никогда не исполнявшийся в России, — «Монотоны» выдающегося британского хореографа Фредерика Аштона. Талант Анастасии, ее великолепные сольные программы не остаются незамеченными.
Выступления проходят с аншлагом, Волочкова завоевывает любовь и признание зрителей, а также становится лауреатом международных конкурсов и премий, важнейшей из которых стала награда «Benois de la danse» («Балетный Бенуа»). Анастасия стала лауреатом этой премии как лучшая балерина года. И этот год ее триумфа продолжается, принося новые успехи.
Анастасия не останавливается на достигнутом, постоянно дополняет свои сольные программы интересными номерами, танцует в лучших театрах мира, превращая каждое свое выступление в истинный праздник для зрителей. И поэтому, наверняка, очень скоро в описании творческого пути Анастасии добавятся еще строки — о новых достижениях, программах и премиях, так как (цитируя слова Сергея Викулова) «Настя из тех немногих, кто ведет искусство в мир поиска».
Информация с сайта Марианны Любиной www.volochkova.nm.ru