Эксклюзивное интервью нашему изданию дает мэтр отечественной эстрады, популярный композитор, автор и исполнитель любимых шлягеров — Вячеслав Малежик.
-Вячеслав, с высоты вашего многолетнего опыта, как вы оцениваете нынешнее состояние российской эстрады?
-Наверное, подобную оценку все-таки надо делать не музыкантам, которые находятся как бы «внутри», а этот вопрос надо переадресовать журналистам, чтобы они оценили. Постольку поскольку я нахожусь немножко в стороне от всего того, что происходит, то могу сказать, что у меня есть ощущение некого застоя на нашей эстраде и отсутствия попыток найти свою песню у исполнителей. Потому что — то, что я вижу — в основном это эпигонство и попытка быть в хвосте моды, пусть достаточно добротно сшитой, но всё равно это не создание собственного стиля, собственного почерка, и тем более, создания какого-то нового течения, Это примерно как попытка сделать джинсы а-ля Levis с надписью «Made in Сухуми».
-Ваше мнение: почему сейчас не стало таких замечательных «хитовых» песен, как в былые времена? Раньше песня была популярной 10-15 лет, а сейчас 2-3 месяца…
-Дело в том, что сейчас жизнь вообще достаточно ускорилась, и временные промежутки проскакивают, во всяком случае, в моём ощущении, со значительно большей скоростью, нежели раньше. Во-вторых, сейчас появилось столько средств информации, что для того, чтобы их заполнить, нужно довольно много песен, и, несмотря на то, что звучат одни и те же песни, самооценка уменьшилась, тем более, что нет никаких худсоветов, а артистов, в которых бы жил некий внутренний цензор, внутренний редактор, практически нет. Поэтому песни выпускаются сконструированными, а не талантливыми. Раньше в советские времена я делал серьезный отбор песен, не приносил на художественный совет песню, в которой не был до конца уверен. Перед этим эта песня проходила мой личный худсовет. Я не имел право «выстрелить в молоко», а нужно было попадать всё время в десятку, чтобы мне была представлена возможность эту песню хотя бы записать. А сейчас те возможности, которые появились, определенным образом развращают «деятелей культуры».
-Но сейчас есть исполнители, которые вам симпатичны, кого из них вы считаете талантливыми?
-На мой взгляд, да. Причем, я не буду делить по жанрам. Мне нравится Трофим, например. Я даже купил его пластинку, чего давно за мной не замечалось. Альбомы русскоязычных певцов я практически не покупал. Мне было достаточно той информации, которую я слышал по радио и из телевизора.
-Как вы считаете, наши артисты могут входить в ранг мировых звезд?
-Да, будут входить, только если они будут петь свои песни, а не петь «с чужого голоса».
-Какие из вами написанных песен вы считаете самыми удачными?
-Про сегодняшний этап своей деятельности мне сложно говорить, потому что песня должна пройти определённую проверку временем. Те, которые прошли эту проверку, я могу назвать: Это — «Двести лет», «Дорога», «Чёрный рынок», «Грустная история», «Мозаика», «Лилипутик». А из нынешних — это песни «Яблоки падают», мне нравятся песни «Эта женщина», «Ты мне нравишься», «Скорый поезд».
-А какую песню вы бы еще хотели написать?
-У меня нет такого. Я никогда не «засаживаю себя» и пытаюсь написать песню в определенном стиле, например, в романсовом или каком-то другом. Как получается, так и получается.
-Ваши нынешние музыкальные вкусы, что предпочитаете слушать?
-Чаще слушаю западную, чем отечественную музыку. Например, того же Трофима, которого я раньше часто слушал. Я его считаю человеком, близким по таланту «песнеписания» к таланту Высоцкого, хотя это совсем разные люди. Также нравится слушать классическую музыку, симфоническую.
-Вы не только пишете музыку на тексты и стихи, но и пишите тексты песен…
-Написание текстов песен занимает процентов сорок от общего числа написанных песен.
-Что самое главное в вашей работе, как вы считаете?
-Вдохновение. Без него можно написать, используя какие-то наработки, «сконструировать» песню, сделать проект, как сейчас говорят.
-Если вы видите текст какой-то песни, либо слова конкретного поэта, вы сразу находите музыку этой песни, либо это приходит постепенно?
-Я вижу, прежде всего, человека в ситуации, в которой он её поёт, и героя этой песни. Я пытаюсь представить, какой он из себя, как бы он её спел. Как, например, когда я написал песню «Емеля». Там описывается ситуация на свадьбе, и я представил себе ситуацию парня, у которого увели девушку. И я пою песню в кругу друзей под гитару, описывая ситуацию, как бы я её видел.
-Как правило, песни пишутся в счастливые минуты, либо наоборот?
-Я бы не сказал, скорее наоборот.
-А что для вас есть счастье?
-Душевное равновесие. Есть баланс между моими потребностями и возможностями их реализовать. Я недавно для себя выяснил такую вещь, которая использовалась в советские времена — «В здоровом теле — здоровый дух», она неправильна. Человек, у которого здоровый дух, обладает здоровым телом. И фраза, что «Все болезни от нервов» — она вернее.
-Какие у вас жизненные принципы?
-Те, которые изложил в своё время Христос в Нагорной проповеди. Стараюсь их придерживаться, хотя и нарушаю, бывает…
-А какие у вас увлечения кроме музыки?
-Увлекаюсь чтением, футболом. К сожалению, в последнее время, футболом только в качестве зрителя.
-Если бы у вас была возможность загадать три желания, что бы вы загадали?
-Я бы оставил их при себе, и не стал бы загадывать.
-Банальный вопрос: каковы ваши творческие планы?
-Сейчас доделываю свою пластинку римейков из моих старых песен, удачных, на мой взгляд, и на взгляд моих продюсеров из Минска. Они меня подбили сделать альбом в ключе «Старых песен о главном». Они попросили меня перепеть мои хиты до 90-го года, попытаюсь «освежить мою одёжку», перерисовать эти песни. Эти песни действительно хороши, и если их одеть в новые одежды, чтобы они не выглядели старомодными, они могут быть востребованы у молодёжи. Эта работа почти закончена. Я в последние годы занимался записью живой музыки, с живыми барабанами, с живыми гитарами. А сейчас хочется сделать работу в формате, привычном уху молодёжи. Хочу сделать легкие танцевальные песни, которые никого и ни к чему не обязывают, которые приятно было бы слушать. Хотя эти же песни достойно звучат и в гитарном изложении, и мне не стыдно, что они будут так аранжированы.
-В связи с чем фирма, издавшая недавно альбом «Яблоки падают», хочет переиздать этот альбом, включив туда 4 новых песни?
-Тираж этого альбома разошелся в торговой сети, и поэтому они хотят его переиздать, включив туда несколько новых песен. Я предложил туда одни песни, но, по их мнению, они выпадают по стилистике из этого альбома, потому я включил туда совсем другие песни в общем контексте идеологии «Яблоки падают». Опять же, может быть, это ход для того, чтобы купили эту новую пластинку те, которые имеют старое издание этой пластинки. Ещё в ближайшее время выпускается две работы: одна — моя, а вторая — в которой я выступаю продюсером своего сына Ивана. Мой альбом будет называться «Домашняя работа», и те, кто заходил на мой сайт в Интернете www.malezhik.ru, наверняка знакомы с этим проектом. Туда войдёт несколько бонус-треков с альбома песен моего сына. А альбом Ивана будет называться «Иван намбэ ван».
-У вас много неизданных песен, которые в своё время звучали на концертах, по радио? Такие, например, как «Межсезонье», «Последняя любовь». У вас нет желания издать их?
-В своё время я издал альбом «Песни под гитару», куда вошли песни по разным идеологическим причинам не попавшие в мои программным пластинки. И чтобы они не пропали для меня и для моих слушателей, я пришёл в студию, и за три часа записал альбом из 17 песен. У меня есть идея записать альбом «Романсы» или «Песни под гитару-2» с минимумом инструментов.
-Вячеслав, благодарим вас за интересные ответы, пожелаете нам что-нибудь напоследок?
-Безусловно, специализированная газета должна быть ориентирована прежде всего на конкретных людей, но и для простого обывателя там должно быть что-то полезное, а не одна реклама. Если же в газете публикуется информация о каком-то товаре, необходимо, чтобы покупатель выбирал лучшее — и по цене, и качеству. Мне бы хотелось, чтобы реклама, которая появляется в газетах, не дезориентировала потребителя, чтобы, купив товар, покупатель получал действительно то, что рекламируется. И хотелось бы, чтобы в той рекламной войне, которую ведут между собой компании, было взаимное уважение, не было ударов ниже пояса, не было бы чёрного пиара, который наблюдается у политиков. Желаю вашей газете процветания, а специалистам в области бизнеса — в вашем лице достойного и оперативного помощника в делах.
Александр Шитарев и Денис Бессонов