Сегодня, на 70-м году жизни, отошёл ко Господу протоиерей Димитрий Смирнов, почётный председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и ещё шести церквей в Москве и Московской области.
Батюшка Димитрий был хорошо известен телезрителям православных каналов “Спас” и “Союз”, слушателям “Радио Радонеж”, в эфире которых он регулярно отвечал на вопросы о вере. Передачи с его участием всегда были особенно интересны. Необыкновенная манера проповеди отца Димитрия привлекала людей даже далёких от церкви. Остроумный, смелый, бывало резкий, но зато такой настоящий и искренне любящий Бога, он навсегда останется в нашей памяти.
Сейчас даже трудно представить, что новых эфиров с его участием уже не будет… Но остались архивы сотен передач, а также замечательный блог dimitrysmirnov.ru, где яркое слово батюшки по-прежнему звучит, помогая многим людям найти свой путь к Богу…
Царствие Небесное нашему дорогому отцу Димитрию! Нам будет его очень не хватать… Искренние соболезнования родным и близким.
Отпевание состоится 23 октября в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя после Литургии.
Некоторые цитаты протоиерея Димитрия Смирнова
О воспитании:
У церкви есть опыт воспитания человека. Церковь воспитала лучших людей страны. Сейчас самый лучший человек это кто? Эстрадный певец, который заработал себе на дворец? А церковь воспитывает святых.
О патриотизме:
По определению, патриотизм — это любовь к своей Родине, любовь к своей религии, любовь к своему народу, своей истории, к своей культуре. Настоящий патриот не может ненавидеть чужое. Он может что-то недопонимать. Ему может что-то не нравиться. Но ненавидеть?! Нет. Патриотизм — это любовь.
Те люди, у которых дети учатся за границей, у которых за границей много собственности, большая часть их капиталов за границей, они нам будут говорить о патриотизме? Но мы ж тоже не полные дураки! Взять и спросить: слышь, патриот, а где твои активы? Вот и всё.
О чиновниках в церкви:
Есть чиновники, которые ходят в храмы каждое воскресенье. Но что значит — ходить в храм? В храмы и воробьи залетают, и мыши бывают, и даже кота я видел. Зайти в храм и даже помолиться ещё не значит стать христианином. Это только начало. Человека надо учить. Учить любви к ближнему. Вот толстый, сутулый, дурно пахнущий, пьяный человек. Как его любить? Как самого себя. Бывает, что я сам себе противен, но я же не прошу Господа, чтобы мне утюг горячий с пятого этажа на голову упал… Себя же любишь. Долог путь покаяния и понимания человека, что роль его в этом мире служебная. Учить надо. В Церкви. И в семье, конечно. Патриотизм — это ведь такое же чувство любви, как любовь к папе, маме, младшей сестренке.
Храм не строй, а сироту пристрой.
Богу-то не свечки нужны, не деньги, а сердце наше… А ум человека, по словам преподобного Серафима Саровского, должен плавать в Священном Писании.
О повышении пенсионного возраста:
Если тебе продлевают пенсионный возраст на пять лет, то это значит что у тебя просто крадут деньги, а тебе — чтобы ты не очень нервничал — дают на тысячу рублей больше. Просто взять и изъять деньги у самых немощных людей — это, извините, не по-христиански.
О том, что страшнее советской власти:
Если люди, которые принимают решения от имени народа, будут ориентированы на Запад, то любая советская власть, в любом её проявлении, будет лучше. Сейчас вот в Канаде министр культуры — лесбиянка — продвигает снижение минимального возраста вступления в сексуальные отношения с шестнадцати до шести лет. Я считаю, что это будет пострашнее советской власти.
О демократии:
Смешно считать, что парламентаризм — это власть народа. Это власть финансовых технологий. Мы же взрослые люди и незачем нас обманывать, как детей. Черчилль был прав: большей мерзости, чем демократия, нет.
О Крыме:
Крым – это исконно русская территория и Украина тоже. Киев – мать городов русских, а не азербайджанских. Для церкви это тоже важно, потому что мы одна церковь, один народ.
Об Англии:
Нет такой гадости на свете, которую бы Англия для нас бы не устроила.
Про маковые поля в Афганистане:
Афганистан — соседнее государство, мы там уже воевали, знаем, что и где там находится, со спутников все поля видны, неужели не видно плантации? Поэтому надо, чтобы прилетел самолёт, на бреющем полёте полил эти маковые поля, и больше ничего не будет расти. Задача-то несложная. Если американцы начнут сбивать наши самолёты, то тогда мы будем использовать ракеты.
О «гражданских браках»:
Отношение к женщине в таких «браках» — оно неблагородно и оно гнусно. Женщина лучшие годы своей жизни тратит на этого мужчину, а потом он переходит к другой, потому что ей говорит: я полюбил другую женщину.
Здрасьте! Женщина просто бесплатно оказывает услуги, и всё, а так её никто за жену не считает.
Когда мужчина покупает автомобиль, он почему-то его регистрирует: ему даже дают два регистрационных номера — спереди и сзади. Когда он получает квартиру, он почему-то её регистрирует быстро. А брак — это считается что-то вообще третьестепенное, и тем ставит женщину в это ужасное положение. И если есть несправедливость, то это несправедливость таких мужчин к женщинам.
Кто живёт в блуде — тот вор, ведь он берёт то, что ему не принадлежит. Берёт всё самое приятное, а ответственность нести не хочет.
И женщина, если бы подумала, как следует, она бы не соглашалась на это сожительство, а отказывала, и тогда мужчины выстроились бы в очередь, и она могла бы из 20 кандидатов выбрать лучшего.
А так женщина с одним пожила — не подошёл, со вторым, с третьим… И так раз пять. Как потом такую женщину называют? На каком примере она своих детей будет воспитывать?
Древние отцы ещё в VI веке говорили, что если женщина потеряет стыд — никто не спасется. Нация погибла.
А то начинают потом выяснять отношения: «Ты – скотина» – «Я не скотина, потому что ты скотина!» И никогда не сойдутся на том, что оба скоты.
По поводу суррогатного материнства:
Это бунт против Бога, очень весёлый фашизм: договор — деньги — отъём ребёнка.
Об абортах:
Есть такие «христиане» (в кавычках): убивают собственных детей, а потом спрашивают – грех это или не грех. Они не только не христиане, у них и совести нет. Некоторые женщины приходят в храм со слезами (молодые и бабушки под 90 лет) – приходят и плачут: «Что я наделала в молодости, сейчас никогда бы не повторила». А есть те, которые приходят и спрашивают, грех это или не грех. У человека вместо совести – крахмальная белая тряпочка.
Или спрашивают: «А если беременность с осложнениями, можно сделать аборт»? А если человек идёт по улице с палочкой, у него одышка – можно взять его и зарезать? Считается это грехом? Это убийство ни в чём не повинного человека.
Птица жертвует собой, чтобы спасти своего птенца. А человек – высокоорганизованное млекопитающее – его убивает. Кто он после этого? И врач, который к этому склоняет. Ему – лишь бы все было шито-крыто. За аборт его ругать не будут, а если что-то случится с роженицей, то его будут ругать. Чтобы его не ругали, он лучше убьёт младенца и склонит к этому маму. У нашего народа абортивное сознание – это народ–убийца. Нравится мое выражение или нет – но миллионы убиваются ежегодно. Довели страну до того, что у нас 1,7 ребенка на семью – меньше двух человек. Это говорит о том, что мы спокойненько вымираем.
Если мы не прекратим совершать аборты, Господь сотрёт нас с лица земли. Придут к нам с юга мусульмане, с востока — азиаты и мы будем у них в подчинении.
Я хочу попросить тех, кто имеет дело с интернетом: постарайтесь распространить 20 минутный фильм «Живи», который показывает всю будничность и обыденность убийства детей в российских роддомах, как можно шире. Мне хотелось бы, чтобы он обошёл не только нашу страну, а вообще всю христианскую Европу, чтобы люди, наконец, подумали об одной простой вещи: что убивать собственных детей — это очень нехорошо. И не надо потом надеяться, что после того, как руки твои испачкались по локоть в крови, а ноги хлюпают в лужах крови убитых тобой младенцев, ты обретёшь какое-то счастье. На какое-то благополучное замужество или на какую-то радостную жизнь рассчитывать после детоубийства просто нелепо. Никакого счастья человек не может получить, если он убийца собственных детей. Таких людоедов, как наш народ, нужно с лица земли стереть, и только огромная милость Божия к нам (потому что мы все Его дети) спасает нас от гнева Божия. Но если мы не очнёмся, гнев Божий падёт на нас.
Вот этот фильм предпринимается целью привлечь внимание к этой нашей беде. Поэтому покажите обязательно детям, пойдите в школы к своим внукам, детям, поговорите с директором, убедите провести показ этого фильма школьникам. Как можно шире надо его распространить. Достаточно хотя бы одного просмотра в году для каждого класса. Фильм запоминающийся, сделан вполне талантливо. По крайней мере ни одна психически нормальная личность не скажет, что фильм вреден.
Есть такое древнерусское выражение — покаяние. В переводе на греческий это означает «изменение мыслей». И главная мысль, которую нам нужно изменить — это мысль о допустимости детоубийства. Может быть, начать с того, чтобы изменить эту мысль у русских людей, потому что больше всего мы несём ответственность за тот отрезок суши, который нам заповедовал Господь за труды наших предков. Они надеялись, что мы заселим эту землю, но за 100 лет у нас народу не прибавилось, хотя за царствование Николая II население России увеличилось более чем на 50 миллионов человек. Нам эти цифры не понятны. Убить 50 миллионов — нам это понятно. А как это родить 50 миллионов за такой короткий срок? Самого Николая Александровича убили, когда ему было 50. Так что надо, чтобы что-то произошло в мозгах.
За годы с тех пор, как впервые в мире Ленин издал указ о разрешении абортов, убито несколько населений нашей страны, поэтому то, что Гитлер сделал с нашей страной, с нашим народом, это очень небольшие цветочки по сравнению с тем, что сделали мы сами, наущаемые большевиками. А сейчас это общая тенденция всей Европы, кроме двух стран, где аборты запрещены. И очень много разговоров по всей планете о правах людей, и теперь о правах детей, и даже выделен специальный человек, который борется за права детей. Но у детей нет самого главного права — жить. Они даже пискнуть не могут в свою защиту. Поэтому их убивают в нашей стране миллионами. Пять миллионов абортов — примерно так, потому что эта цифра тщательно скрывается. Около миллиона абортов проходит через государственные учреждения. Как это ни абсурдно, чаще всего через роддома. И ещё четыре миллиона — в частных абортариях, которые действуют в рамках планирования семьи.
В результате этого русские превратились в очень старый народ. Всего средний возраст россиянина — 40 лет, а должно быть 10 для нормальной жизни. Всякий нормальный народ должен быть страной детей, а взрослые должны быть заняты тем, что детей выращивают, воспитывают, учат. И, самое главное, конечно — это христианское отношение к жизни. Но о христианстве мы даже и говорить не можем в такой нашей ситуации демографической самоубийственной катастрофы.
У нас инстинкт самоубийц. Не жить, не осваивать наши прекрасные ресурсы, которых бы хватило, чтобы накормить, научить и защитить полмира. А у нас своих людей не хватает. Нет, конечно, русский этнос останется и в 2050 году, и дальше. Как остались ассирийцы, которые ещё недавно у нас трудились уличными обувными чистильщиками. Так же и русские. И никто не даст нам никакой приличной работы, а все наши университеты, включая МГУ, станут гостиницами. А нам останется чистить снег и убирать «золотую осень» с наших асфальтовых дорожек.
О мусульманстве и христианстве:
То, что угодно Богу — современный мусульманин знает. А современный крещёный не знает. И кто же ближе к Богу? Поэтому будущее за этими мусульманами. Они будут населять эту землю. Потому что современным крещённым это всё не нужно. Мусульмане и посты соблюдают. Когда их праздник — десятки тысяч молодых мужчин стоят на коленях и молятся Богу. Где вы видели столько православных мужиков? Нигде и никогда! Только одни бабы.
О причине мусульманского терроризма:
Современный мусульманин, он хочет умереть за свою веру. Он обматывает себя динамитом. Куда ему его муллы, улемы прикажут он туда идёт и умирает, взрывает вместе с собой. Он готов собой пожертвовать! Его объявляют террористом! Но он не для того это делает, что хочет нагнать страху на весь мир.
А почему эти юноши умирают? Потому, что они не хотят, чтобы у них было государство, которым правят педерасты. Они не хотят, чтобы вот эта эстрада похабная к ним пришла.
Они не хотят расшатывания своих устоев. Прежде всего семейных. Вот за что они умирают. Это не какие-то там, спустившиеся с гор «террористы». Большинство этих юношей с высшим образованием. Да, они фанатики. Почему? От слова фанатос. Они готовы идти на смерть. А мы (христиане) выдохшиеся, полумёртвые, больные люди.
Ну, что, например, в Москве — недостаточно кирпичей, чтобы все эти секс-шопы разгромить? Но ведь никто не разбил даже витрину такого заведения! Представьте себе, любой директор магазина, которому в течение короткого времени придётся четыре раза вставлять новое стекло — он быстро поймёт, что нужно быстренько переориентировать торговлю на джинсы, обувь, губную помаду или что-то ещё, более безобидное. Это же так просто! Кто будет с этим мириться? Если стекло разбито — всё унесут, разворуют… Или придётся милицейский пост оплачивать, что тоже дорого для ларька. Так что, если люди взялись бы — какие проблемы?
Об атеизме:
Жизнь атеиста — бессмысленна. Последовательный атеист должен покончить самоубийством. Потому что нет смысла «жить, учиться и бороться», если после смерти только лопух вырастет. Уж лучше сразу в гроб. Но этого же нет? Значит, атеисты эти не настоящие. Боятся чего-то.
О загробной жизни:
Ты можешь верить, что там за гробом тебя что-то ждёт, а можешь думать, как думали наши предки-нигилисты, что умрешь — лопух вырастет и всё… Ну и пожалуйста. Но веришь ты или не веришь — и Бог есть, и загробная жизнь есть, и ад есть. Никакого ада нет! Ну как же нет, когда ты живёшь в аду? Не веришь? Ну подойди к зеркалу, посмотри на свою мрачную рожу! Разве может венец творения, высшее создание Божие иметь такую мрачную харю? Почему тебе так плохо? Если ты вообще такой умный, такой прямо весь свободный, тебе вот на всё начхать, ты сам всё знаешь… Что же у тебя такая рожа-то несчастная? Потому что ты в аду, сынок! В аду! Ты не знаешь радости! Ты мёртв! Тебе тяжело, тебе противно, тебя всё мучает, тебя всё раздражает. Люди, мухи… Тебя раздражает жара, тебя раздражает дождь, тебя раздражают политики, тебя всё, что есть раздражает и мучает. Тебя мучает папа, мама, дедушка, бабушка, соседи, Путин с Медведевым, Барак Обама. Всё тебе тяжело, противно, тебя ничего не радует. Даже соловьи тебе спать мешают. Потому что ты хочешь от этого куда-то уйти, куда-то… где-то уснуть… в чём-то забыться, нажраться, наколоться, уснуть, уйти от этого. Почему? Ну потому, что ты в аду! Тебе не надо никуда попадать — в рай, в ад… Ты уже, голубчик, давно в аду, из которого выход только один — к Богу!
Думали ли мы когда-нибудь серьёзно о том, что если мы умрём в среду, что мы будем делать в четверг? Оказывается, нет. Мы думаем о том, что будем делать здесь завтра или сегодня вечером, а о том, что нас ждёт на том свете, мы не думаем. И пусть никто не надеется, что после того, как он умрёт, он исчезнет — трава вырастет, и всё. Нет, не всё, душа бессмертна.
P. S. Отец Димитрий никогда не терял бодрости духа и чувства юмора. Весной, после выписки из больницы батюшка записал видеообращение — поблагодарил всех за молитвенную помощь и слова поддержки. «Случилось чудо: меня не только выписали, но и даже на день раньше. Собираюсь вообще всё лето, наверное, до Успения, провести в затворе. Потерпите ещё немножко, смотрите наш блог, мы придумали такую опцию — смотрите наш архив, которому 30 лет. Даже если вдруг годам к 90 меня не станет, то вам смотреть и не пересмотреть ещё 30 лет».
В первой половине октября, когда было много домыслов о состоянии его здоровья, а в интернете появились слухи о его якобы смерти, руководитель православного общества «Радонеж» Евгений Никифоров дозвонился до батюшки и тот поздоровался как «покойник Димитрий». Сказал, что ждёт в гости с бананом, что бесовский мир лютует, но «если Бог за ны, то кто против?»
Последние месяцы батюшка уже не мог ходить, передвигался на инвалидной коляске, но мужественно продолжал нести пастырское служение.
ОТВЕТ СВЯЩЕННИКА. ДИМИТРИЙ СМИРНОВ И АРТЕМИЙ ВЛАДИМИРОВ. ПАСХАЛЬНЫЙ ВЫПУСК
Очень трудно без его новых бесед, проповедей, но надо смиряться. Царствие Небесное!
Чудесный был батюшка, Царствие Небесное! Смело говорил правду и часто был критикуем за это. Такого яркого проповедника сейчас нет.
Упокой Господи! Будем молиться за нашего дорогого батюшку и жить по христиански!
Батюшка был известен в том числе за счет своих резонансных заявлений, которые часто шли в разрез с дипломатией, со светским обществом. И, конечно, его мнения, правдивого слова будет очень не хватать. Яркий и светлый человек ушёл.