Вадим Грачев: генеалогия — поиск родословных бриллиантов

Кандидат биологических наук, доцент СПбГАУ Вадим Грачев увлекается генеалогией всю сознательную жизнь. Благодаря методичному изучению своей родословной, он нашел более двух тысяч родственников.

“Когда нахожу у кого-то новую фотографию старого родственника, особенно, которого уже нет в живых, испытываю чувство, наверное, аналогичное тому, которое испытывал Менделеев, открывая новый элемент в своей системе. Он знал, что такой элемент есть, но вот как он выглядит, каковы его свойства, «облик» — не знал. Какую же радость испытываешь при этом! Это словно детектив”, — делится впечатлениями Вадим.

Кандидат биологических наук, доцент СПбГАУ Вадим Грачев, генеалогия, родословная

Но почему не всем интересно заниматься генеалогией? Да и важно ли современному человеку быть Иваном, помнящим родство?

На эти и другие вопросы Вадим Грачев ответил журналисту «Эксклюзива».

— Когда и почему ты занялся своей родословной? Был ли какой-нибудь случай, послуживший толчком? В наши дни невероятно представить, чтобы молодой человек по доброй воле стал копаться в пыльных архивах.

— Все мое детство прошло в «родовом гнезде» — в деревне, где столетиями жила половина из моих предков. Многие родственники со временем разъезжались из родной деревни, а мои оставались жить там, где жили деды и прадеды. Поэтому я рос в «эпицентре», многие родственники приезжали к нам в гости, со многими мы поддерживали отношения, о других мы слышали рассказы. Родословная всегда существовала со мной, хотя я даже не знал в детстве такого слова. Много приходилось общаться со старшим поколением и слушать их рассказы о прошлом.

Ключевым событием, толчком к целенаправленному изучению родословной стала смерть бабушки в 2005 г. Я вдруг осознал, какой мощный пласт знаний о прошлом ушел с ней. Казалось, что пока бабушка с нами, все ее знания тоже с нами. На самом деле это не так, изучая родословную нужно постоянно быть пытливым, даже надоедливым для старших в каком-то смысле. Всем нужно помнить, что пока с нами старшее поколение, мы обязательно должны как можно больше его расспросить о предках, о прошлом и обязательно зафиксировать всю эту информацию. И вот с 2005 г. я начал активно посещать и расспрашивать о прошлом разных родственников старшего поколения, ездить по возможности в другие города и деревни. На сегодня, к сожалению, и этих людей по большей части нет с нами.

В деревенском доме

— Чем сегодня, на твой взгляд, можно привлечь молодых людей к исследованию истории своей семьи, есть ли какие-то слова, мотивации, которые бы могли вдохновить на это современного человека лет 18-25?

— То, что молодой человек сегодня занимается родословной, мне думается, не такая уж и редкость. Недавно мне пришлось выступать перед волонтерами-поисковиками, которые занимаются сохранением памяти о Великой Отечественной войне: участвуют в работе поисковых отрядов, разыскивают родственников погибших. До сих пор ведь еще много без вести пропавших, а значит, война по сей день не закончена. Так вот в этой довольно многочисленной группе были люди ещё более молодого возраста, начиная со школьников старших классов. Привлечь их к истории семьи можно просвещением. У каждого подспудно тяга к родословию живет в душе, нужно только этот позыв активировать. Необходимо с самого юного школьного возраста, или даже с дошкольного разъяснять детям важность изучения родословной, давать им конкретные задания, поощрять в этом направлении. Уверен, что это будет одним из главных направлений в их жизни, если вовремя привить любовь и интерес к культуре родословия.

Вадим Грачев, лекция по генеалогии.
Вадим Грачев, лекция по генеалогии.

— С какими трудностями ты столкнулся, когда только начинал исследовать родословную? Что помогло тебе не опустить руки и продолжить это дело?

— Главная трудность, которая порой ставит в тупик, — это бедность, либо полное отсутствие архивных документов. Ведь все, что происходило в семье примерно на протяжении последних ста лет, хранится в семейной памяти, в устной традиции. А вот что было в твоей семье 200-300 лет назад уже вряд ли кто расскажет, нужно обращаться к архивам, к документам. Хорошо, если они не были уничтожены после революции, или при оккупации во время войны – тогда почти у каждого есть возможность выстроить родословную до начала 18 века. Вдохновляет и помогает глубокая любовь к этому делу и постоянная погруженность в него. Когда ты постоянно «прокручиваешь» в голове свою родословную, то порой находишь выходы даже из «безвыходных» ситуаций. Приведу два конкретных примера.

Одна из фамилий моих предков Фёкличевы. Документов за 19 век по этой семье практически не сохранилось. По рассказам предков знаю, что мой прапрадед из этой линии, Павел, родился примерно в конце 1840-х гг. Дальше всё, тупик. Есть только исповедная роспись по этой деревне за 1826 г., и то в те времена фамилий у крестьян не было, есть только имя и отчество. И больше нет ни одного документа. Внимательный неоднократный анализ исповедной росписи за 1826 г. Показал, что среди более чем 100 человек в деревне встречается только одна вдова Фёкла Иванова (Ивановна), 52 лет, а у ней сын Иван Павлов (Павлович), 24 лет. Раз это так, то выдвигаю гипотезу, что потомки Фёклы могли прозываться Фёкличи, а потом это прозвание стало их фамилией – Фёкличевы. Если мужа Фёклы звали Павел, то и его сын, Иван Павлович, мог своего сына назвать в честь отца Павлом. Таким образом, не имея прямых доказательств, выдвигаю гипотезу, что мой прапрадед Павел Иванович Фёкличев родился от отца Ивана Павловича, родившегося в 1802 г., а его бабушка, Фёкла Ивановна, родилась (исходя из документа) в 1774 г. Её же отец, Иван, приходящийся мне пятикратным прадедом, мог родиться примерно в 1735-1745 гг. Далее буду тщательно работать в архивах, чтобы эту гипотезу подтвердить.

Другой пример. Знаю из рассказов предков, что мою прапрабабушку по этой же линии, жену Павла Фёкличева, звали Марфа Витальевна. Виталий – имя в те поры крайне редкое. Почти нигде в документах это имя ни разу не встречается. И все же в соседней деревне (с которой традиционно постоянно бывал «обмен» невестами – наши парни женились на девушках из этой деревни, и наоборот) в начале 1870-х гг. мелькает в списке учеников церковно-приходской школы некий Ефим Витальев (Витальевич). В конце 19-го века он числится в списке землевладельцев этой деревни как Ефим Витальев Волков. Предполагаю, что это родной брат моей прапрабабушки, Марфы Витальевны, в силу крайней редкости такого отчества, тем более что и годы жизни их примерно совпадают. В 1910-е гг. в документах уездной земской управы он встречается вновь, причем указано, что земский агроном испытывал минеральные удобрения на его полях.

В конце 1910-х гг. родной брат моей прабабушки женился на девушке из этой деревни, которую звали Надежда Ефимовна Волкова (очевидно, дочь Ефима Витальевича). У них родилось 10 детей, две дочери живы и сегодня. Одна из них, 1934 г. рождения, рассказала мне, что «мама происходила из зажиточной семьи, имевшей до революции свои поля, и даже нанимавшей работников». Таким образом, не имея прямых документальных подтверждений, с очень большой вероятностью, я выстраиваю гипотетически историю этой семьи «Витальевичей», и что-то изнутри подсказывает мне, что я не далек от истины. Конечно, я продолжаю активно поиск документов. Даже мельчайшая деталь иногда поможет пролить свет на эту историю и оказаться решительной в подтверждении, или опровержении моей гипотезы. И таких увлекательных историй из родословной я мог бы рассказать не один десяток. Обязательно надо жить, «болеть» этим делом. Твои предки должны быть для тебя живыми людьми, ты должен угадывать их характер, образ жизни, разыскивать даже редчайшие факты из их биографии, ибо они могут оказаться бесценными. В таком случае, ты никогда не опустишь руки и будешь продолжать дело, разгадывать этот своеобразный детектив.

— Что главного ты узнал о своей семье, до какого колена дошел? Что для тебя стало самым удивительным?

— Как я уже сказал, по моей родословной очень плохо сохранились документы. Это пока не позволяет выстроить ее очень глубоко. И все же, только расспрашивая стариков, я практически по всем линиям смог заполнить пять поколений родословной. Дальше пока идут лакуны. Но по двум родственным линиям документы сохранились лучше, и мне удалось продвинуться до середины 18-го века, а это 9 поколений. Есть надежды и на дальнейшие успехи, кое-какие документы в архивах сохранились, буду искать дальше. Здесь хочу сказать начинающим генеалогам, что изучение родословной требует очень много времени и терпения. Но не отчаивайтесь, они будут обязательно вознаграждены успехом!

Самое главное, что я узнал, — это то, что практически все мои предки были крестьянами, пахали землю, выращивали хлеб, честно служили Государю и Отечеству. Когда приходило время, то служили в армии, а то и на войне. Некоторые отдали жизнь за Родину. Общее число людей в родословной на сегодня превысило две тысячи человек. Только участников Великой Отечественной войны было около 60 человек, многие проявили героизм, получили награды, многие и погибли.

Вадим Грачев, акция "Бессмертный полк"
Вадим Грачев, акция «Бессмертный полк»

Самое удивительное – это то, что при желании можно так много узнать о предках! Архивные документы порой хранят столь потрясающие истории, которые не прочтешь и в художественном произведении. Все это хранится, и ждет своего часа. Хотел бы посоветовать всем читателям не откладывать это дело, и прямо сегодня заняться изучением родословной!

— Родословная семьи — это, прежде всего, история. Насколько изменился твой взгляд на историю страны и церкви, при работе над родословной? Потому что, когда на те или иные события смотришь глазами предков, которые, допустим, приняли революцию или разрушали храмы, то невольно ловишь себя на мысли — а может они и правы были…

— Честно говоря, ни разу не встретил информацию, чтобы кто-то из моих предков рушил храмы. Наоборот, даже в советские годы старики, если говорили о церкви, а делали они это постоянно, то с большим сочувствием, передавая эту любовь и нашему поколению. Встретил целое архивное дело, где одного нашего односельчанина лишили избирательных прав в начале 1930-х гг., отобрали все имущество. А вся «вина» заключалась в том, что у него была большая семья, в основном дети, помощников мало, и он, видимо, попросил соседку помочь убрать сено во время сенокоса. Это было расценено как «эксплуатация наемного труда», что и привело к столь печальным последствиям. Видимо, под давлением властей эта соседка написала бумагу о том, что, действительно, помогала ему убирать сено. Многие односельчане, зная этого крестьянина как честного, трудолюбивого работника, написали властям коллективное письмо в его защиту. В конце письма стоят десятка полтора подписей, в том числе и автограф моего прадеда. И это единственное упоминание о нем в документах, ибо в 1937 г. он уже умер. А другой мой прадед из соседней деревни тоже был записан в предварительный список на лишение избирательных прав за то, что «имеет крепкое крестьянское хозяйство и ведет агитацию против Советской власти». Так и представил, в чем могла быть эта агитация. Прадед, действительно, был крепким хозяином, а до революции даже исполнял обязанность деревенского старосты.

Дом в деревне

Родословная семьи – это, действительно, история. И ты испытываешь сильнейшие переживания, когда понимаешь, что твоя семейная история очень крепко вплетена в историю Отечества, и даже всего мира. Это и жизнь крестьян на земле с их трудностями, горестями, радостями, это и участие в войнах с Наполеоном, с турками, японцами, немцами, это и причастность ко всем внутренним историческим перипетиям. Когда изучаешь родословную, то чувствуешь соединенность твоего рода и тебя самого с большой Историей. Все, что написано в книгах, показано в фильмах, — ты понимаешь, что все это происходило и с твоим родом. И от этого история становится не просто содержанием учебника, а частью твоей биографии.

— Как лично на тебе и на твоей вере отразилась твоя исследовательская работа?

Вадим Грачев с жителями деревни.
Вадим Грачев с жителями деревни.

— Когда я сам, или кто-то из моих друзей находим новые, забытые имена в своей родословной, то испытываем большую радость от того, что можно помянуть почившего предка по имени в молитве, на панихиде, на проскомидии. Ведь у Бога все живы, и это наша почетная обязанность – заботиться о представителях нашего рода. Недавно один мой друг похвастался мне, что установил имя своего многократного прадеда из 19-го века – Никифор. Я тоже порадовался, и сказал ему: «Вот подумай, когда этого Никифора последний раз в храме поминали? Наверное, лет 100 назад. А теперь у тебя появилась такая возможность!».

В моих краях есть один старинный заброшенный кладбищенский храм, которому почти 200 лет. Уникален он тем, что в нем было освещено восемь (!) престолов. Редчайший случай, тем более для глухой деревни. В последние годы внутри восстановили небольшое помещение, где священники по праздникам, по родительским дням служат панихиды. Как-то я разговорился с батюшкой, рассказал ему, что у меня очень много предков, родственников, что я увлекаюсь родословной, и что столетиями на этом древнем погосте, существующем по преданию с 12 века, а в документах впервые упоминаемом в 1498 г., всех их хоронили. Даже невозможно представить, сколько поколений моих пращуров здесь лежит! И батюшка благословил меня всех их поминать, что я и стараюсь выполнять.

Храм в деревне

Кроме того, богатая родословная дисциплинирует человека. Ведь наши предки, жившие прежде, все сделали, что были должны. Они ушли и передали эстафету нашему поколению. И сегодня судьба нашего рода, и судьба Отечества в наших руках. Мы не имеем права расслабиться, забросить это дело. Изучение родословной делает тебя более ответственным и дисциплинированным, в какой-то степени мудрым.

— Если человек захотел заняться родословной, какими должны быть его первые шаги? Куда обращаться, куда идти?

— Методика очень простая. Родословная основана на изучении фактов из жизни твоих предков и родственников. Фактов может быть мало, или много. Во втором случае надо суметь выделить главные, ценные факты.

Необходимо для начала построить табличную родословную, в которой слева записана мать, справа – отец. Под ними в такой же последовательности их родители, потом дедушки с бабушками и так далее. Когда вы дойдете до самого дальнего предка по каждой из фамилий, например, до вашего прапрадеда, то увидите, что у него был не только сын — ваш прадед, но и еще, например, 9 человек детей, а у них свое потомство. Получится, что от вашего прапрадеда к нашему времени опускается огромная расширяющаяся гроздь родственников. Всех их тоже нужно записать отдельно – на большом листе бумаги, или в таблице Excel с указаниями жен, мужей, потомков, дат жизни. Это вторая часть изучения родословной, которая называется поколенная роспись.

Третья часть заключается в том, что вы составляете Родословную энциклопедию, куда записываете всех по фамилиям, именам отчествам в алфавитном порядке с указанием дат жизни и фактов биографии. Так составляются, например, энциклопедические биографические словари о писателях, ученых, или, например, Пушкинская, Лермонтовская, Аксаковская и другие энциклопедии. Можно одну из них взять за образец. Когда она будет готова, можно будет напечатать в типографии несколько экземпляров и подарить заинтересованным родственникам. Есть также и различные электронные программы, но книга, на мой взгляд, более удобна. Она будет постоянно дополняться, так что с определенной периодичностью ее можно переиздавать.

Факты о жизни родственников нужно сначала записать самому – все, что вспомнится. Затем опросить старшие поколения (а это делать можно очень долго) и также приступать к работе в архивах. По советскому периоду главные источники информации – актовые записи о рождении, бракосочетании, смерти, которые хранятся в архивах ЗАГС, домовые и похозяйственные книги, хранящиеся в областных архивах, документы по месту работы, службы родственников – могут храниться в областных, федеральных, ведомственных архивах, а также в архивах учреждений.

Главные источники информации о дореволюционном периоде – метрические книги, ревизские сказки, исповедные росписи, хранятся в региональных и федеральных архивах. Для того чтобы установить место хранения документа надо четко понимать, к какому региону ваш населенный пункт относился до революции, поскольку его административно-территориальная принадлежность могла меняться. Это только беглый обзор, а вообще об особенностях архивных поисков можно говорить часами.

— Почему, на твой взгляд, современной молодежи не очень интересна история своей семьи, рода и тем более страны? Порой не знают даже, кем были бабушки и дедушки. Как это можно изменить? И чем опасны такие “иваны”, не помнящие родства?

— Причина этого, очевидно, кроется в особенностях нашей истории 20-го века. Порой люди сознательно замалчивали и не говорили потомкам о происхождении, чтобы не вызвать лишних проблем. Интерес к генеалогии был небезопасен. Теперь времена поменялись, а инерция того периода осталась. Очень многое зависит от нашего поколения, надо постараться массово возродить интерес к родословию, вдохновить людей на это изучение. Для этого нужно вводить хотя бы на уровне элективных курсов предмет родоведение в школах, а еще лучше с детского сада. В вузах также необходимо просвещать молодежь относительно культуры родословия. Необходимы массовые публикации в СМИ, в интернете. Большую роль в этом, например, сыграла телевизионная передача «Моя родословная», в которой показано изучение родословной различными знаменитыми людьми. Работники архивов говорят, что после этой передачи заметно усилился поток желающих узнать о своем происхождении. В конце этой статьи я также прилагаю ссылку на видеозапись моей лекции о генеалогии, которая длится более двух часов. Она может помочь начинающему генеалогу.

Иваны, не помнящие родства, конечно, опасны – тем, что это люди без роду, без племени. Я уже говорил ранее, что значит для человека знание своей родословной. Человек, обогащенный знанием о своих предках, совсем по-другому будет относиться и к своей жизни, к работе, службе, да и к Родине, к семье.

Вадим Грачев, с участниками лекции по генеалогии.
Вадим Грачев, с участниками лекции по генеалогии.

— Ты много времени проводишь в архивах, ищешь редкие книги, чтобы узнать хоть какую-то новую деталь. И порой можно прочитать тонны документов, прежде чем эту деталь найдешь. Бог в деталях, как говорится. Можешь напоследок, для яркого финала, рассказать подобную историю… Когда ради какой-то детали пришлось море переплыть?

— Таких деталей, историй очень много. Некоторые из них я уже приводил в рассказе ранее, мог бы и еще много рассказать, но это получилась бы не статья, а целая книга. Пожалуй, напоследок расскажу о наиболее ярком впечатлении последних полутора лет – это «раскопки» по ветке одной из моих прабабушек, Евдокии Ионовны Беляевой. По рассказам моего отца я знал, что прабабушка родилась в деревне Михайлово, «на волоке», в Тихвинском уезде Новгородской губернии. Сегодня это глухой, лесистый край нашего района, а когда-то, более тысячи лет назад, здесь проходил международный торговый путь. Все знают о знаменитом пути «из варяг в греки», но гораздо меньше знают о пути «из варяг в арабы». Этот путь шел из Скандинавии через Ладогу, реки Сясь и Воложбу на вершину Тихвинской гряды. Далее суда перетаскивали посуху, и спускали в небольшую речку Чагоду, которая постепенно выносила их в бассейн Волги, в Каспийское море, и дальше в арабский мир.

Торговля между арабами и скандинавами шла бойко, в верховьях наших северных рек археологи даже находили как арабские, так и шведские монеты. В 921 г. этим путем плыл (правда, только до его середины, в Волжскую Булгарию) и знаменитый арабский путешественник Ибн Фадлан, оставивший одним из первых воспоминания о древних русах. С принятием христианства, очевидно, на волоке был основан погост, построены храмы. Первое упоминание в документах о Волокославском погосте в 1498 г. Позже водный путь был заброшен. И вот спустя более чем тысячу лет после Ибн Фадлана, во второй половине 19-го века на этом волоке родилась девочка Евдокия, которой суждено было стать моей прабабушкой.

Когда я узнал, что Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга отсканировал все свои фонды, связанные с генеалогией, и выложил их в платном доступе, то исследовал их со всей тщательностью. Удалось обнаружить отсканированные метрические книги Волокославской церкви с середины 19-го века и до 1918-го года, почти за 60 лет. И тут начались для меня дни и недели кропотливой работы по изучению этого огромного массива документов, и труды быстро принесли вознаграждение: я обнаружил, что прабабушка моя родилась в 1868 году. А родители ее носили редчайшие имена: Иона Тимофеевич и Клеопатра Ильинична. Такие имена больше не встречаются во всем приходе (а это более 1000 человек из 15-20 деревень) за все 60 лет.

И вот надо же было так случиться, что обладатели этих редчайших имен соединили свои жизни: Иона женился на Клеопатре. Поистине, это был союз века! У них родилось 9 детей, 3 из которых умерло в младенчестве, а остальные выжили и оставили потомство. Каждый из представителей рода имел свою уникальную и неповторимую судьбу. Всего я их нашел уже около 150 человек, вплоть до сегодняшних представителей. Поиски продолжаются и по сей день. Такие находки стоят бессонных ночей, уставших от компьютера глаз, поездок в далекие архивы! Тонны перекопанной руды обязательно увенчаются находкой генеалогического бриллианта!


Семейная генеалогия. Построение родословных. Грачев Вадим Сергеевич. Лекция 08 октября 2018 г.



Просмотров - 1 750

Оставьте комментарий