Нет нужды особо представлять сегодняшнего гостя. Мэтра отечественной эстрады, автора знаменитых шлягеров Игоря Николаева знают все. О некоторых секретах творчества, а также увлечениях, принципах и вкусах звезды читайте в нашем интервью.
-Игорь Юрьевич, все знают вас как талантливейшего композитора, певца, автора текстов… А какой процесс вам самому наиболее интересен — сочинение или исполнение песни?
-Я сочинитель и, в первую очередь, пишу музыку и стихи, причем, большинство написанных мною песен, процентов 70, наверное, предназначены для других исполнителей. У меня такая натура, что когда я пишу, то внутренне раскрываюсь, причем для других мне раскрыться легче, чем для себя. А о себе как об исполнителе я могу сказать, что сам я просто один из артистов, для которых сочиняю песни. К тому же нельзя отрицать, что артист Николаев никогда не подведет композитора Николаева, в связи с чем является оптимальным для композитора Николаева артистом.
А вообще мое появление на сцене в качестве певца произошло, можно сказать, из-за спора с поэтом и моим другом Пашей Жагуном. В свое время мы поспорили, можно ли сделать человека «звездой» с помощью только одной песни и одного телеэфира, а в качестве эксперимента выбрали меня. Чтобы сразу пойти в народ, нужно было написать простую песню, типа «На недельку до второго», подобный опыт у меня тогда уже был, и в итоге появилась «Старая мельница». Когда ее прокрутили в «Утренней почте», никто из нас даже представить не мог, что успех будет таким стремительным. В то время мы прекрасно работали с Аллой Борисовной, и собственно, мне ничего менять не хотелось. Но когда я записал три новых песни, занявшие потом первые места в хит-парадах, моя сольная деятельность стала неотвратимой.
-Вы подарили слушателям огромное количество шлягеров, и невольно складывается такое впечатления, что вдохновение с вами вообще никогда не расстается или творческие кризисы все-таки наступают?
-На самом деле у творческой личности вспышки вдохновения возникают гораздо реже, чем пребывание в кризисе, поэтому и настоящих хитов у любого композитора все-таки поменьше, чем просто добротной, но не выдающейся музыки. Невозможно всегда находиться в состоянии творческого подъема. Просто у человека, занимающегося творчеством как профессией, существует определенная профессиональная планка, опускать которую никак нельзя. Но это, все-таки, нельзя назвать вдохновением, скорее, просто качественной работой. У композитора, как и у любого человека, в жизни происходят и падения, и застои, и взлеты.
Лично я думаю, что если человек сделал что-то неординарное в жизни, он вполне может этим удовлетвориться. Например, Россини написал оперу «Севильский цирюльник», которая сделала его классиком и после этого не писал ничего, а Соловьев-Седой сочинил большое количество песен, но, как правило, вспоминаются только «Подмосковные вечера». И этого бывает вполне достаточно, чтобы прожить целую творческую жизнь. И даже если бы я больше ничего не написал кроме «Айсберга» и «Паромщика», то, по большому счету, мне ничего и не нужно было делать. Но просто я уже не могу жить без творчества. Я не собираюсь что-то доказывать и подтверждать в творчестве, а иду параллельно со своим поколением и пишу песни для своей аудитории, но, к счастью, эти песни интересны и молодым.
-Почему женщинам вы пишите больше, чем мужчинам, и почему в большинстве песен затрагивается тема именно несчастной любви?
-Просто эмоционально мужчины более скупы, а у женщин диапазон эмоций несравнимо богаче, что, безусловно, расширяет границы творчества, интересных тем. К тому же, они все сотканы из противоречий. Мужчины не могут, как женщины, в песнях по-настоящему выразить нужные эмоции, передать необходимые чувства, особенно, если, например, не испытывают переживаний или радостей на себе, а только поют о них. А тема несчастной любви, к сожалению, публике более интересна. Любовь ведь не выбирает, ей подвластны все люди и с простыми, и сложными характерами. Только в счастье человек самодостаточен, а в горе нуждается в поддержке. Нередко в песне люди находят утешение, особенно, когда видят, что они не одиноки в своих печалях, и у других есть еще более сложные проблемы. От этого становится легче. Это и психологический расчет.
-Вашей дочери Юле помогаете выступать на эстраде?
-Юля пишет сама, и я этому рад. Она творчески самодостаточна, независима и если у нее будет получаться, то она сама будет кузнецом своего счастья. Но никто не сможет заставить публику полюбить артиста и сделать его популярным. Юля училась за границей, мы не могли видеться долгое время, но я считаю, что это только помогает человеку быстрее стать самостоятельным, набраться жизненного опыта, проявить собственное «я». Меня жизнь тоже вела с Сахалина в Москву, когда я учился, то не видел своих родителей по полгода.
-Многие композиторы пишут музыку к кинофильмам, вы бы не хотели попробовать себя в таком амплуа?
-Многое зависит от режиссера, который снимает кино. Если будут интересные предложения, то не исключено, что я бы занялся этим. Пути Господни неисповедимы. С удовольствием поработал бы с Никитой Михалковым, а писать к средне бюджетным фильмам или сериалам нет желания. И вообще для меня музыка к кинофильмам ассоциируется, например, с замечательными мелодиями Прокофьева, Дунаевского или голливудскими шедеврами, а находиться по серединке как-то не хочется. Я люблю делать либо хорошо, либо никак.
-А нет желания открыть свой бизнес, к примеру, ресторан, или магазин?
-Я считаю, что человек должен заниматься тем, чем умеет. Я не бизнесмен по натуре и занимаюсь исключительно своей профессией. Хотя с удовольствием открыл бы бензоколоночку.
-А как вы вообще относитесь к деньгам? Вы довольны своими заработками?
-Вполне. Мне вообще свойственен аскетизм. Нужно уметь довольствоваться малым, ведь сбережения в могилу не унесешь. Лично мне деньги нужны, в основном, для занятия творчеством. Еще я люблю путешествовать. Правда, в моей жизни были периоды, когда я играл в казино, но, опять же, это больше было связано с азартом, причем, к сожалению, много выигрывал. Почему, к сожалению? Потому что демоны игры специально вводят в искушение, когда у человека угасает интерес, они обязательно стараются помочь в выигрыше, подогреть азарт. У Достоевского в «Игроке» про это немало написано. Я даже подумывал вновь пойти в это проклятое место, чтобы в пух проиграться. Но сейчас такие «развлечения» мне не интересны.
-Жизнь популярных людей всегда насыщена эмоциональными переживаниями, напряжением. Как обычно снимаете стресс?
-Все жизненные перипетии я стараюсь воспринимать абсолютно на трезвую голову. Алкоголь может помочь забыться, но это всего лишь иллюзия, которая рассеивается с похмельем и еще больше усугубляет ситуацию. Никогда нельзя затуманивать себя алкоголем и уж, тем более, наркотиками. Хорошее средство для снятия напряжения, например, после утомительных съемок, когда нужно мысленно отдохнуть, подзарядиться энергией для меня лично — это игра в большой теннис. Стараюсь не забывать и утренней зарядки.
-В свободное время Интернетом интересуетесь?
-Могу немного погулять по сети, в основном интересны сайты музыкальной направленности. Кстати, приглашаю всех, кому небезразлично мое творчество на свой официальный сайт, адрес http://igornikolaev.ru/. Надеюсь, не зря потратите время.
-У вас никогда не было желания по примеру многих коллег по сцене сменить имидж?
-Мне кажется, что гораздо важнее, чтобы человек менялся и обновлялся внутренне, а не внешне. Изменения должны касаться творчества, нужно стремиться к лучшему. К тому же для того, чтобы сменить имидж, его нужно изначально иметь. А у меня никогда его не было. Я не сторонник пафосности. Я люблю комфорт в одежде — черные кожаные штаны и майка мне куда удобнее, чем парадные костюмы, хотя для торжественных случаев Валентин Юдашкин сшил мне несколько костюмов. Даже усы я сбривал только один раз в жизни, когда давал присягу, но от этого они стали только еще гуще. Кстати, как-то видел свой фоторобот без усов, неприятное зрелище, я вам скажу, хотя может, кому-то бы и понравилось. (Смеется).
-Игорь Юрьевич, а как вы сами оцениваете свои творческие успехи? Если бы, например, составлялся символический рейтинг «звезд всесоюзного масштаба» на какое место вы бы себя поставили?
-Я не люблю сравнивать себя с кем-либо и не считаю себя «звездой всесоюзного масштаба». Я ощущаю себя просто человеком, пишущим песни для звезд и всегда придерживаюсь Библейского принципа, слов самой великой книги в мире Евангелия: «Последние станут первыми, и первые станут последними». Моя душа стремится к Божественному, и каждый свой концерт я завершаю песней «Храни вас Бог». Последнее слово должно быть «Бог» — оно, как купол, всех накрывает. А публике все равно, на каком ты месте. Тебя либо любят, либо нет.
Денис БЕССОНОВ
Читайте также:
Просмотров - 1 392