Такого в России еще не было! 12-14 апреля в Московском театре оперетты в год своего двадцатилетия работы на профессиональной сцене Дмитрий Маликов представляет инструментальный проект PIANOMANIЯ (подробности, заказ билетов на www.malikov.ru). Специалисты прогнозируют, что у этого концерта будет большой успех далеко за пределами нашей страны. Уникальная постановка шоу, глубокие традиции русской классики, почерк знаменитых инструментальных оркестров мира, джаз, этника… Впрочем, побеседуем на эту тему с самим Дмитрием.
-Дмитрий, расскажите, пожалуйста, о предстоящем концерте. Можно ли охарактеризовать его как новый творческий этап в вашей музыкальной деятельности? Какие эмоции, чувства испытываете? Чем хотите удивить и порадовать своего зрителя?
-12-14 апреля в Московском театре оперетты я даю инструментальные концерты PIANOMANIЯ. Три дня буду играть для зрителей свою музыку. Билеты почти проданы, шоу состоится, спектакль готов. Испытываю радость от сознания того, что у меня все получилось, как я и задумывал. Ну и конечно, есть волнение из-за того, как все это пройдет. Жанр для России новый и неожиданный. На Западе популярны концерты Жана — Мишеля Жарра и Ванессы Мэй. Среди моих соотечественников в этом направлении пока не работает никто. Это начало моей новой музыкальной жизни. Трудно быть первопроходцем, но я хотел воплотить свою мечту. И все для этого делаю!
-Почему пришла идея организовать в год своего двадцатилетия на профессиональной сцене именно классическое инструментальное шоу? Ведь все-таки зрители в большей степени привыкли видеть вас, как яркого исполнителя поп-музыки.
-В 1987 году я пришел работать клавишником в ансамбль «Самоцветы», которым руководил мой отец Юрий Маликов. Но уже через год я стал петь свои песни. Все произошло спонтанно. Написал песню «Лунный сон» и не нашлось такого молодого парня — романтика, который смог бы ее исполнить. Пришлось в «Зеленом театре» 25 июня 1988 года петь ее самому. На утро, как говорится, «он проснулся знаменитым» (смеется). 20 лет на сцене это на самом деле большой опыт, но и большое желание сделать то, что еще не сделал, что не успел реализовать, что постоянно отодвигал в сторону.
Именно сейчас я могу себе позволить остановиться и потратить год на подготовку этого концерта. На самом деле, я почти пожертвовал карьерой поп-певца, я мало выступаю с песнями, все силы, деньги, время брошены на подготовку этого шоу. Иногда я себя спрашиваю – зачем я это делаю, зачем мне это надо? И понимаю, что иначе просто не могу. У меня внутри звучит музыка, и мне хочется, чтобы ее услышали мои зрители. Мне кажется, я сейчас иду правильной дорогой и знаете, как обычно бывает, если двигаешься в правильном направлении Господь Бог дает силы и новые возможности для реализации всего задуманного.
-Вам никогда не приходилось жалеть о том, что после окончания консерватории вы выбрали путь эстрады, а не классики? Вам одинаково интересны оба жанра или к одному тяготеете больше? Можно ли их творчески совмещать?
-У меня жизненный принцип – никогда ни о чем не жалеть, если так случилось, значит так и должно было быть. Тем более, как я могу жалеть о том, что у меня огромное количество поклонников, мои песни знают и любят многие? Разве можно о таком сожалеть? Другое дело, мне уже тесно в рамках только песенного творчества – хочется поговорить о каких-то проблемах, которые нельзя затронуть в песне.
У меня есть композиция «Семиречье». Я был в Казахстане и видел, как степные кочевники охотятся на волков. Эта борьба — вечное противостояние человека и дикой природы. Кочевники веками отстаивают свое право на жизнь! Я помню их горящие глаза, когда они обсуждали результаты охоты, помню маленького мальчика, который жадно пил кумыс. И красное солнце, которое медленно вставало над огромной страной с древними традициями. Инструментальная музыка может передать все мои эмоции – удивление, восторг, надежду…
Много чувств испытываешь в разных жизненных ситуациях. После посещения РДКБ, где лечат детей, больных раком, у меня осталась такое щемящее чувство беспомощности в груди, что приехал домой и выплеснул все это в композиции «Стефания» которую посвятил своей маленькой дочери и в ее лице всем детям…
-В предстоящем концерте будут участвовать другие звезды эстрады или классики? Кто, если не секрет?
-Вы знаете, с музыкальной точки зрения это моноконцерт — то есть я играю свою музыку и классику в своих аранжировках. Но для того, чтобы PIANOMANIЯ стала зрелищным шоу я привлек к работе много интересных и талантливых людей. Я композитор и пианист и считаю, каждый должен заниматься своим делом! Пирожники печь пироги, сапожники шить сапоги. На всех участках моего шоу работают профессиональные люди. Я сотрудничаю с очень известным театральным режиссером Дмитрием Черняковым. Он ставил «Евгения Онегина» в Большом, «Жизнь за царя» в Мариинке. Только что вернулся из Мюнхена, где ставил «Хованщину». Он сейчас завершает работу над театрально-постановочной частью, которая, думаю, удивит многих.
Там будут моменты, когда рояль сможет вдруг поплыть и я буду пробивать им стену! Всех тайн выдавать не буду, но задумок много и в апреле станет ясно, смогли ли мы их достойно воплотить в жизнь. Также у меня в шоу играет специальный гость – саксофонист Игорь Бутман, с которым мы приготовили два джазовых номера. С гениальным балалаечником Алексеем Архиповским я репетирую номер. Будет дуэт рояля и балалайки! Вообще это шоу позволяет широко раздвигать рамки жанра – в моем инструментальном концерте, показанном в феврале на НТВ, со мной играл Дидюля пару вещей и Николай Басков спел романс. Самое главное, чтобы это нравилось зрителям и помогло донести главные идеи этого концерта!
-Собираетесь проводить подобные шоу в дальнейшем или это исключительно разовый проект?
-Мой проект PIANOAMANIЯ точно не разовый. Могу сказать, что я шел к нему всю свою сознательную жизнь. Ведь я занимаюсь на рояле с 5 лет и музыке учился в общей сложности целых 19 лет, и до сих пор репетирую по 8 часов на рояле. Я давно сочиняю инструментальную музыку, она часто звучит на телевидении, но меня не оставляет ощущение что никто и не догадывается, что это МОЯ музыка. Поэтому я мечтал, чтобы моя инструментальная музыка зазвучала с новой силой. Чтобы она смогла дойти до слушателей и чтобы она им понравилась.
Мне кажется, обычный слушатель уже подустал от однообразия поп-музыки и мне кажется, он готов уже к чему-то более интересному. Знаете мой проект рассчитан на тех, кто еще может быть не готов пойти в консерваторию, но ему уже скучно слушать эстрадные песни. Это совсем не фоновая музыка, она требует определенного эмоционального напряжения при ее прослушивании. Но у меня уже множество отзывов о том, что люди получают настоящее удовольствие от этой музыки. Да и новый альбом PIANOMANIЯ стал лидером продаж в разных областях России, что тоже не случайно.
-Дмитрий, как человек досконально знающий мир российского шоу-бизнеса изнутри, можете дать профессиональную оценку его нынешнему уровню? Могут ли в нашей стране зажигаться звезды мирового масштаба или пока еще нет? Чего не достает нашим артистам?
-Уровень достаточно однообразный, хотя разной музыки много и очень много удачных аранжировок, но вот открытий, новых интересных личностей почти нет… Земфира в свое время удивила и порадовала своим творчеством, а сейчас заметен неких спад, хотя у разных исполнителей иногда появляются интересные песни. Вы не думайте, что критику навожу… Сейчас во всем мире наблюдается кризис массовой культуры, потому что мир стал меньше, границы стерты, современного человека чем-то удивить сложно, да и возможности другие. И каждый из вас может стать настоящей звездой. Ровно на 15 минут! Задержаться на дольше удается далеко не всем. А чтобы стать интересным западным слушателям надо или их эпатировать, как удачно получилось двум девушкам их группы «Тату», или делать проект, рассчитанный на тот менталитет. Мне многие сейчас говорят, что у инструментального проекта есть шансы быть услышанным на Западе, потому что музыка интернациональна, а слов в ней нет. Но посмотрим, время покажет.
-Правда, что сейчас из любого человека можно сделать «звезду эстрады», даже если он не очень талантлив, но у него хорошие связи и финансовые возможности? Бытует мнение, что все решает опытный продюсер, эффектные клипы и тому подобное. В советские времена попасть на большую сцену было куда сложнее. Был строгий отбор исполнителей. Вы с этим согласны?
-И сейчас строгий отбор есть. Вы же слышали такое слово как «формат». Вот это и есть отбор. Только зачастую отбирают не самых талантливых, и не всегда в эфир идут лучшие песни. Если талантливому певцу попадется не менее талантливый продюсер, они вдвоем могут горы свернуть и их обязательно услышат. И дело даже не в деньгах. Лучший пример – Дима Билан и его ныне покойный продюсер Юрий Айзеншпис. Конечно опыт Юрия Шмильевича, его вкус, некое чутье дал успешный старт этому проекту. Как в свое время он продвинул Сташевского и группу «Кино». Есть люди, которым талант продюсера дан от Бога. А деньги… Ну если только деньги, без исполнительского таланта, то скорее всего ничего не получится. Хотя они во многом могут облегчить прохождение пути на вершину славы для талантливого человека.
-Как вы относитесь к такому наболевшему явлению в российском шоу-бизнесе, как фонограмма?
-Вы знаете, многие артисты тут же начинают отнекиваться: «ой, как это плохо, я этим не занимаюсь». На самом деле однозначного ответа на этот вопрос нет. Все телесъемки проходят под фонограмму – это пожелание телевизионщиков и от артистов тут ничего не зависит! Что касается концертов, если площадка крошечная, многие выступают под фонограмму «минус один». Я давно выступаю с настоящей инструментальной группой, в которой есть перкуссионист, два гитариста, клавишник. У меня звучит живая музыка, если есть возможность прощу выкатить рояль и сам играю и классику, и свои произведения.
Поверьте для артиста живое выступление намного приятнее, чем открывать рот под фонограмму. Но с другой стороны, заметьте, сейчас очень много сэмплов, звуков, особых моментов аранжировок, которые на самом деле можно запустить только с фонограммы. Стоит ли лишать себя богатства красок? Мы живем в третьем тысячелетии и нельзя все мерить старыми мерками. Если музыка позволяет ее украсить новыми красками, то почему бы это не использовать? Зритель должен получить максимум удовольствия. Поэтому фонограмма — фонограмме рознь и не стоит всех чесать под одну гребенку!
-Вы неоднократно гастролировали в Нижнем Новгороде. Может быть, у Вас остались какие-то особые впечатления о нашем городе, нижегородской публике? Или для артиста публика во всех городах одинакова?
-Публика далеко не в каждом городе одинакова и у артистов, как правило, есть свои любимые площадки. Нижегородцы очень душевные зрители, искренние, тепло встречают артистов. Меня очень тронула одна девушка, которая на моем концерте в КЗ «Юпитер» выходила ко мне из зала с подарком после каждой песни. Однажды выступал я на большом городском празднике на площади Минина, охранники тогда с трудом сдержали напор пришедших зрителей, всем хотелось подойти поближе к сцене! Как-то мы отъездили целый тур по маленьким городкам вашей области, сцена у нас была тоже мобильная. Так люди задолго собирались около нее и, как правило, все приходили с подарками – несли всё — от варенья до сушеной рыбы. Гостеприимный край!
-Дмитрий, большое спасибо за интересное интервью. Мы желаем вам огромных творческих успехов, прекрасных концертов! Что бы вы могли пожелать нижегородцам?
-Отличной весенней погоды, хорошего настроения, замечательной музыки и чтобы ваши чаянии, мечты и надежды обязательно сбывались!
Денис Бессонов