Известная джазовая певица Яна Тюлькова вновь поделилась с читателями “Эксклюзива” новостями из далекой Америки.
-Яна, закончился 2016 год. Каким он был для тебя? Что нового и интересного произошло в жизни?
-2016 год прошёл для меня достаточно успешно. Во-первых, я перешла на новое место работы – в California University of Pennsylvania, где преподаю фортепиано, а также аккомпанирую двум хорам. Жизнь моя в университете крайне наполнена музыкальными событиями – концерты, образовательные программы, поездки. На апрель 2017 года планируется поездка в Нью-Йорк на несколько дней, пока ещё не определено количество выступлений, но я думаю, что всё пройдёт отлично – будет что вспомнить!
Во-вторых, я наконец-то собралась с силами и начала запись моего нового сольного альбома. Это считаю самым основным достижением года. Альбом будет состоять из 10-ти композиций – все моего собственного сочинения. Не знаю почему, но сразу после окончания университета во мне проснулось сильное увлечение к сочинению музыки. Сочиняю везде – в машине, в самолёте, в магазине. Главное в сочинительстве – это изначальная идея, какой-то основной мотив или groove (ритмическая основа песни). Я никогда не сочиняю по принципу – “ну давайте сядем и что-нибудь сочиним”. Идея приходит ко мне сама по себе. А вот когда она к тебе придёт – это вопрос. Будет у меня одна песня на диске, называется она “Super Duty” – идея сочинить песню пришла ко мне, когда я остановилась на светофоре при поездке на работу и увидела название впереди стоящего трака “Super Duty”. Потом выяснилось, что такого рода машины принадлежат компании “Ford” и занимаются они в основном перевозкой всяких принадлежностей для строительства или для какой-то грубой работы. Но я про это тогда не знала, поэтому в моём собственном переводе с английского на русский словосочетание “Super Duty” прозвучало как “Супер Обязанности (Возможности)”. Поэтому песня эта моя о том, кем бы я хотела стать, если бы я была человеком с неограниченными возможностями – может быть пилотом самолёта, или шпионом, или может быть президентом? Друзья говорят, что надо мне запродать эту песню компании “Ford” в качестве рекламного ролика, и наконец-то заработать свой первый миллион долларов (улыбается). Надо будет подумать на эту тему, но если предложат такую сумму, то наверное придётся согласиться (улыбается).
И третий момент в подведении итогов 2016 года — это написание автобиографии Николая Капустина, русского джазового композитора, творчество которого является одним из самых значимых музыкальных явлений 21-го века. Книга ещё не закончена, но я планирую завершить эту работу в 2017 году. Книга выйдет на английском языке. Странно так как-то получилось — русский человек пишет про русского композитора на английском языке. Возникает вопрос – почему? Ответ очень прост – на мой взгляд, к сожалению, в России сейчас будет достаточно сложно продать книгу такого плана, так же как и произвести какой-либо резонанс в других странах. Поэтому мы решили, что книга должна быть издана на английском, так сказать на языке международного общения. Но с другой стороны – думаю, что сейчас многие в России читают по-английски без проблем, так что надеюсь, что в будущем это не затруднит русского читателя, интересующегося творчеством Николая Капустина, найти эту книгу и прочитать.
Имя Николая Капустина широко известно за рубежом, особенно в Штатах, в Японии, да и в Европе тоже. Лично для меня считаю, что это великая честь быть каким-то образом причастной к жизни и творчеству этого человека, не побоюсь сказать – музыкального гения 21 века. Капустину удалось совместить несовместимое – классическую и джазовую музыку. Кто-то пишет, что Капустин – это третье течение, кто-то определяет его как композитора main streem, кто-то fusion. Для меня музыка Капустина – это абсолютно новое стилевое направление, которое произошло от слияния классической и джазовой музыки. Наглядный пример – зелёный цвет – рождён от слияния синего и жёлтого цвета. Когда смотришь на зелёный цвет, то даже и не думаешь ни о жёлтом, ни о зелёном, хотя эти цвета там несомненно присутствуют.
-Ты работаешь в университете и занимаешься творчеством. Насколько это трудно совмещать? Хватает ли времени и сил делать всё качественно?
-Да, это сложный вопрос. Работа всегда стоит на первом месте. Кроме работы в университете у меня есть ещё своя студия в Питтсбурге (продолжение того, чем я занималась в Нижнем Новгороде) – ребята занимаются вокалом и фортепиано. Два раза в год мы проводим отчётные концерты. Так что на это уходит тоже масса сил и главное — времени. Единственное, что помогает – это разделение недели на рабочие и нерабочие дни. Например, понедельник, среда, четверг, пятница и суббота – это мои рабочие дни. А вторник и воскресенье – нерабочие. Вот на эти нерабочие дни и приходится моё время на творчество, хотя, если честно, книгой я занимаюсь каждый день в любое свободное время. Даже когда ложусь спать, всё равно думаю о книге. Я постоянно жалуюсь моим друзьям и близким на мою несчастную жизнь, в которой слишком много всего, где никогда нет покоя. Мой брат как-то сказал, что если бы у меня не было книги, то я бы обязательно придумала что-то ещё, что я просто такой человек – не могу ничего не делать. Может он и прав.
При упоминании слова “качественно” сразу приходит на ум история о том, как мы подбирали музыкантов на мой новый диск. Как известно, в Штатах нет дефицита на высококачественных музыкантов. Поэтому вопрос встал такого плана – как подобрать музыкантов, чтобы они были близки друг другу по духу и по стилю игры? Наглядный пример — огромный успех альбома Amy Winehouse “Back to Black”. На мой взгляд, 50% такого шокирующего результата принадлежит группе, с которой Amy записала этот альбом – американской команде “The Dap-Kings”. К моменту записи альбома эта группа уже имела своё звучание, свой узнаваемый стиль, который гениальным образом соединился в супер звучание с голосом Amy Winehouse.
Поэтому мой музыкальный продюсер Curtis Johnson в течение нескольких месяцев пытался найти нам подходящий вариант – и нашёл-таки!!!
Я помню самый первый день нашей записи в конце мая 2016, когда все музыканты пришли в студию. Они хорошо знали друг друга, многие даже работали какое-то время вместе, но абсолютно никто не был знаком со мной и с моим творчеством. Начали записывать первую композицию, которая называется “Nothing but Personal”. Сыграли первый трек – и я подумала: “О… какой кошмар – это абсолютно не то, всё звучит совсем не так как я себе представляю… столько денег потрачено попусту!!!” В общем, жанр трагедии в полном её понимании… Заходит в студию Куртис, я уже лечу к нему, пытаюсь что-то сказать из серии: “Давай заплатим неустойку и завершим на этом запись”. Куртис мне говорит: ”Подожди, запишем ещё один трек и там решим”, сам спокойный как удав. Далее происходит следующее – Куртис в двух словах говорит музыкантам, что бы он хотел “немного” изменить.
Я уже точно не помню, что он говорил тогда, потому что я была в состоянии сумасшедшего стресса, НО на втором треке всё изменилось глобальным образом – я просто не поверила своим ушам – зазвучало то, что было очень похоже на то, что я представляла у себя в голове, а может быть даже и лучше. И это только после двух-трёх минут разговора с музыкантами!!! Третий трек стал тем самым треком, который мы впоследствии взяли основным. Вывод – уровень музыкантов был на столько высок, что им потребовалось лишь несколько минут, чтобы войти в мою музыку и понять, что я от них хочу. Для меня этот момент до сих пор остаётся непостижимой загадкой – как это им удалось сделать? Представлять музыкантов я пока не буду – все они с очень впечатляющими биографиями. Думаю, что когда выйдет диск – вот тогда мы их и представим. А пока могу сказать, что каждый раз, когда мы заканчивали нашу очередную сессию записи песен, так грустно было уходить со студии… Наверное, люди которые близки тебе по духу в музыки – навсегда становятся твоими друзьями в жизни. По крайней мере, для меня это так.
При упоминании слова “трудно” на ум пришёл ещё один момент из сюжетов прошедших лет. В августе 2015 года я посетила летнюю образовательную программу под руководством знаменитого джазового вокального квартета “New York Voices”. Вот там было трудно!!! Не такая длинная по времени программа, всего в течение одной недели, показалась мне длинною в целый год. Программа была настолько насыщенна, если не сказать перенасыщена, что к концу первого дня очень захотелось спеть заключительный аккорд и отправиться со спокойной душой домой. После третьего дня программы, наверное как-то входишь в ритм и уже становится немного полегче. В целом могу сказать – за неделю я узнала столько всего нового, даже удалось спеть вместе с “New York Voices”. На одном из концертов этой программы я впервые услышала песню “Angel” Джимми Хендрикса. Песня мне настолько понравилась, что я решила сделать свою собственную аранжировку этой песни и представить её в моём новом альбоме. Так всё и получилось.
-В каким музыкальных мероприятиях ты планируешь участвовать в этом году? Где твои поклонники смогут тебя увидеть и услышать? Будут ли концерты в Нижнем?
-К сожалению, в ближайшее время я не планирую выступлений в Нижнем Новгороде, поскольку приезжаю в Россию обычно на очень короткий срок. Время хватает только на то, чтобы увидеться с родителями и близкими друзьями. Мои поклонники могут увидеться со мной на youtube, куда я время от времени помещаю мои записи. Вот например, некоторое время назад мы поместили моё исполнение композиции Николая Капустина, которая называется “Curiosity” (опус 157).
«CURIOSITY». ИГРАЕТ ЯНА ТЮЛЬКОВА. КОМПОЗИТОР НИКОЛАЙ КАПУСТИН.
Относительно моих выступлений в качестве вокалистки – я продолжаю сотрудничать с биг-бэндом “Vince Villanova Big Band” под руководством замечательного музыканта Lou Cassini, c новым проектом Куртиса Джонсона группой “New Directions”, а также с джазовым коллективом “James Miltenberger Jazz Ensemble”, с которым летом 2015 мы совершили длительный тур по Европе (за три недели выступили в Бельгии, Нидерландах и Германии).
-После победы на президентских выборах Дональда Трампа жизнь и настроение американцев как-то изменились? Как, вообще, атмосфера в США? В том числе и в музыкальной среде?
-Надо сказать, что я человек, который не сильно подвержен политическим влияниям, не знаю хорошо это или плохо. Причина в одном – в недостатке времени. Я думаю так – чтобы иметь ясно выраженное личное мнение, нужно хорошо разбираться в том или ином вопросе. Я могу очень ясно изложить своё мнение относительно музыкального развития страны, а вот относительно политики – тут я пас. Но, в качестве стороннего наблюдателя могу сказать, что страна фактически раскололась на два противоположных лагеря – сторонников и противников Трампа. Очень грустно наблюдать такую картину – когда друзья начинают ссориться друг с другом по причине различия политических убеждений. Поэтому многие сейчас просто стараются обходить этот вопрос стороной, я думаю – это правильное решение. Как сказал один мой очень хороший знакомый: “Трамп – не первый и не последний президент нашей страны, так что давайте уже успокоимся, и каждый займётся своим делом”.
-Ты часто приезжаешь в Россию, в любимый Нижний?
-К сожалению, в Россию получается приезжать не так часто как хотелось бы – стараюсь приезжать два раза в год, но получается по-разному. Всё это из-за плотности моего рабочего графика, да и в целом занятости.
Хотя, надо сказать, я очень люблю проводить время с моей семьёй, особенно путешествовать вместе. Вот например, только вчера мы вернулись из поездки в замечательную страну – Доминиканскую Республику, куда ездили встречать Новый Год. Впервые в жизни я встретила Новый Год не дома за столом, в кругу моих близких родственников, а на берегу Карибского моря. Побывала на сказочном острове Саона, который является национальным заповедником Карибского бассейна. Красота этого острова поражает своей бирюзово-прозрачной водой, белоснежным песочком, и неимоверно прекрасными раскидистыми пальмами… Известен этот остров ещё и тем, что здесь снималась реклама шоколадки “Баунти”. К сожалению, саму шоколадку мне удалось прикупить только по приезду в Москву. А так хотелось сделать пару снимков на Саоне из серии “Баунти и Я”…
-Яна, а что ожидаешь от 2017 года? Каких творческих успехов хотелось бы добиться в наступившем году?
-У меня всегда очень серьёзные планы на будущее. Во-первых, необходимо закончить запись моего сольного альбома, издать его на какой-нибудь крутой студии, и наконец-то завоевать свою первую премию Грэмми (улыбается). Второе, этот пункт, наверное, осуществится гораздо раньше чем первый, хочу купить новую машину – Mercedes E-300. Это машина – моя мечта, подходит мне по своему характеру и скорости передвижения на все 100%. И последнее – жду от 2017 года какого-то необыкновенного чуда, такого удивительного, о котором даже Деду Морозу никто написать и не решится, потому что чудеса – они существуют, в них нужно верить, и вот тогда они точно свершатся!
Денис Бессонов
Читайте также:
Просмотров - 1 027