Недавно в Германии вышла книга джазовой певицы Яны Тюльковой «Разговоры с Николаем Капустиным». Имя этого композитора и пианиста широко известно в США, Японии и Европе. Его творчество — значимое музыкальное явление 21-го века. Капустину удалось совместить несовместимое — классическую музыку и джаз.
Основная часть книги — диалоги Яны с Николаем Григорьевичем, которые будут интересны всем поклонникам его таланта.
— Яна, расскажи, пожалуйста, почему ты решила написать книгу о Николае Капустине? Как вы познакомились, и чем привлекла его биография?
— Моя история знакомства с Николаем Капустиным достаточно интересна, как и всё, что связано с именем этого уникального композитора нашей современности. Он широко известен в Японии, Англии, в Европе и в Соединённых Штатах. Николай Капустин совершил, на мой взгляд, музыкальную революцию — соединил два несовместимых стиля — классику и джаз. К своему огромному сожалению, за всю свою сознательную жизнь в России, я никогда не слышала имя Капустина. Как сказал Николай Григорьевич: «Тебе нужно было уехать в Америку, чтобы, в конце концов, меня найти».
Всё началось весной 2013 года, когда я, будучи ещё аспиранткой West Virginia University, совершенно случайно услышала имя Николая Капустина. Мой педагог, Dr. James Miltenberger, поинтересовался знакома ли я с творчеством этого русского композитора. Мне конечно пришлось признаться, что это имя мне совершенно незнакомо. Далее я нашла его музыку, послушала, сразу же влюбилась, и без промедлений стала разучивать его третью фортепианную сонату. Через некоторое время я поняла, что Капустин будет темой моей будущей диссертации (которую я впоследствии благополучно защитила).
Далее в процесс вмешался мой муж, Curtis Johnson, который посоветовал мне найти Николая Григорьевича и постараться лично с ним встретиться. Я помню какая у меня была реакция на этот совет Куртиса — я была на сто процентов уверена, что никогда его не найду, да и если по какому-то непонятному случаю мне всё-таки удастся его найти, то уж точно он не захочет со мной встречаться. Кто я такая? После долгих и утомительных дебатов меня всё-таки уговорили, что написать письмо ничего не стоит, нужно это сделать и забыть навсегда, как бы ничего этого и не было, что я и сделала.
Далее произошло натуральное чудо — в один прекрасный день я открываю свою электронную почту и вижу, что мне написал письмо Николай Капустин. Помню, глазам своим не поверила, подумала, что пригрезилось мне наяву… Этот момент я запомнила на всю свою оставшуюся жизнь. Сердце моё так сильно билось, что создалось такое ощущение, что оно может выпрыгнуть в любую секунду… После небольшой переписки с Николаем Григорьевичем мы договорились о дате нашей встречи, и я полетела в Москву.
— Как проходила работа над книгой?
— Наша первая встреча состоялась 27 декабря 2013 года. Я помню в ту зиму было очень холодно в Москве, а я приехала, можно сказать, налегке из Штатов. Или может мне просто было очень страшно перед нашей встречей, потому как — насколько часто в нашей жизни нам выпадает случай встретиться с ведущим композитором 21 века? Ответ простой: «Да никогда».
Очень хорошо помню как началось наше знакомство. Дверь в квартиру открыла мне жена Николая Григорьевича, Алла Семёновна Капустина, очень приятная женщина, и я сразу поняла, что мы подружимся. И вот тогда-то я впервые увидела Николая Григорьевича. Если бы меня попросили вкратце описать его я бы сказала так — утончённо одет, очень спокойное выразительное лицо, моментально чувствуешь глубину натуры этого человека и осознаёшь, что перед тобой гений (пишу без преувеличений, всё как было).
А далее началось наше самое первое интервью с Николаем Григорьевичем. Пока я раскладывала все мои вопросы, Николай Григорьевич пошёл покурить (на балкон) и задержался там минут на 5-7. Я решила, что, скорее всего, нужно подождать пока он вернётся, и вдруг совершенно неожиданно я слышу его голос с балкона: «А чего мы ждём?» Я даже как-то и не ожидала такого поворота событий и сказала: «Да, да, да, конечно, давайте начинать».
Все мои вопросы к тому времени я, можно сказать, выучила наизусть, поэтому в качестве введения решила сказать, что хотелось бы поговорить немного по его биографии, на что Николай Григорьевич мне незамедлительно ответил: «Про мою биографию Вы можете прочитать в интернете». Этим высказыванием он меня совсем было срезал. Полезли мысли такого плана в голову — «молодец» Яна, ничего не скажешь — отлично начала интервью, поздравляю! К тому времени все источники из интернета были у меня проработаны вдоль и поперёк, про что Николай Григорьевич, скорее всего, и не подозревал. А потом, мало-помалу, как-то наша беседа начала налаживаться, и в конце второго (или третьего) часа нашего интервью я поняла, что дело у нас пойдёт.
На следующее лето (2014) я, помню, приехала к Николаю Григорьевичу и Алле Семёновне в Рузу, где они отдыхали каждое лето, провела там отлично время… Мы играли друг другу сочинения Николая Григорьевича, много разговаривали, а вечером пили чай на веранде и засиделись до поздней ночи… До сих пор с трепетом вспоминаю это время. А когда я вернулась в Америку мы почти каждую неделю общались с Николаем Григорьевичем по скайпу.
«CURIOSITY». ИГРАЕТ ЯНА ТЮЛЬКОВА. КОМПОЗИТОР НИКОЛАЙ КАПУСТИН.
После защиты диссертации (летом 2015) мне было предложено продолжить работу над Капустиным и вместо одной биографической главы написать целую книгу про композитора. В начале мне казалось, что это слишком серьёзная задача и у меня с ней не получится справиться, потому как не писатель я, но со временем поняла, что не была писателем, а вот теперь стану. И вот тогда началась наша кропотливая работа с Николаем Григорьевичем фактически над каждым моментом его жизни. Книга моя называется «Разговоры с Николаем Капустиным», что и есть точное отображение того, как она построена — основная часть книги — это наши диалоги с Николаем Григорьевичем.
Помню, были такие моменты, когда я сильно надоедала Николаю Григорьевичу со своими нескончаемыми вопросами, и он всё меня спрашивал, сколько ещё глав нам осталось написать (а всего их в книге семь).
— Для какой аудитории написана книга, и где её можно приобрести?
— Книга написана для широкой аудитории, читать её легко и, надеюсь, интересно. В книге 484 страницы, издана она в Германии издательством “Schott Music”. Книга написана на английском языке, возможно, в будущем мы её переведём на русский, немецкий и японский. Книгу можно приобрести на Амазоне.
В жёстком переплёте:
www.amazon.de/Conversations-Nikolai-Kapustin-Yana-Tyulkova/dp/3959835906/ref=tmm_hrd_swatch_0?_encoding=UTF8&qid=1556547192&sr=8-11
В мягком переплёте:
www.amazon.de/Conversations-Nikolai-Kapustin-Yana-Tyulkova/dp/3959835914/ref=tmm_pap_swatch_0?_encoding=UTF8&qid=1556547192&sr=8-11
В электронном варианте:
www.amazon.de/Conversations-Nikolai-Kapustin-English-Tyulkova-ebook/dp/B07QVB7D7G/ref=tmm_kin_swatch_0?_encoding=UTF8&qid=1556547192&sr=8-11
— Как твою работу оценили коллеги, читатели?
— Пока я получаю только самые лестные отзывы на мой счёт.
— Ты планируешь дальше работать в качестве писателя или это был разовый проект?
— Написание книги — это такой процесс, затягивает он сильно, и ты ни днём ни ночью не перестаёшь думать о своём проекте. А тема про Николая Капустина так глубоко проникла в мою душу, что, наверное, у меня вряд ли получится написать что-то интересное на другую тему. Так что — да, планирую продолжать работу по Николаю Капустину, возможно, далее буду писать про его творчество более подробно, но я пока ещё не решила. Кстати, с 2015 года я являюсь официальным биографом Николая Григорьевича.
Денис Бессонов
Фото из личного архива Яны Тюльковой.
Книга «Разговоры с Николаем Капустиным»
Пресс-релиз от 13 мая 2019, издательство «Schott Music» (Майнц, Германия).
Эта книга — монография русского джазового композитора Николая Капустина. Была написана на основе встреч и разговоров автора книги и композитора. Автор представил удивительный мир ведущего композитора нашей современности широкой аудитории.
Доктор Яна Тюлькова — родилась в России, классическая/джазовая пианистка и джазовая вокалистка (певица — автор песен). В 2013 Др. Тюлькова начала исследование на тему музыки Николая Капустина. В 2015 написала диссертацию «Воздействие классики и джаза на музыку Николая Капустина: Фортепианная соната №3, опус 55». В феврале 2015 Николай Капустин сочинил произведение «Curiosity» (опус 157) и посвятил его Яне Тюльковой. Доктор Тюлькова в настоящее время преподаёт фортепиано в California University of Pennsylvania.
Читайте также:
Просмотров - 1 232