Большинству наших читателей наверняка с детства известен фильм «Гостья из будущего». И они, конечно же, помнят, как 30 лет назад светлый образ Алисы Селезневой полюбили миллионы детских сердец. Да и сейчас девочка с огромными глазами и доброй улыбкой продолжает объединять детей и родителей.
Так, например, на московской выставке «Искусство куклы» к стенду «Гостья из будущего» подходило множество посетителей от 6-и до 60-ти лет и старше, и редко, кто бы не помнил Алису и миелофон…
Автор этих замечательных “копий Алисы” художник-кукольник Елена Мисюна. Кстати, её работы очень понравились самой Наталье Гусевой, сыгравшей Алису в фильме.
Сегодня Елена Мисюна гость “Эксклюзива”.
СПРАВКА
Художник-кукольник Елена Мисюна — член Международного объединения авторов кукольников (МОАК) с 2008 года. Член Творческого Союза Художников России (ТСХР) с 2012 года, член Global Doll Society (JDC) с 2014 года.
Елена постоянный участник кукольных выставок в Украине, России и Европе.
Принимала участие во многих телепроектах ведущих теле и радио каналов Украины, публикуется в газетах и журналах. Куклы Елены Мисюны украсили собой коллекции и просто жилища украинских и зарубежных (из США, Англии, Чехии, России, Испании, Италии) поклонников, знаменитых людей, а также поселились в нескольких ресторанах Киева.
-Елена, расскажите, пожалуйста, как возник ваш интерес к созданию кукол? Где вы учились этому искусству? И что самое главное в работе кукольника?
-Ничто не возникает на ровном месте… Человек формируется культурой и сам же ее формирует. Это взаимовложенные процессы. Если проследить жизнь человека с раннего детства и понаблюдать, каким книгам он отдавал предпочтение в разное время и почему, на какие кружки и спортивные секции он был записан, то очень неплохо можно судить о том, как этот человек стал именно такой личностью. Как говорится, «все мы родом из детства». Я не исключение. Помимо всего прочего я в детстве делала миниатюрных куколок из ваты, пропитанной ПВА, из травы и из всего, что могло сгодиться. Знаю историю одной кукольницы, которая в детстве очень хотела сделать подвижного человечка и сделала деревянную подвижную куколку, совсем крохотную, а в зрелом возрасте начала создавать подвижные шарнирные реалистичные куклы, знаю историю одного очень известного ныне журналиста, который в детстве посещал кружок журналистики.
Подавляющее большинство биографий художников, ученых, музыкантов говорят о том же, что эти люди ещё в детстве достаточно близко столкнулись в кругу семьи с теми сферами деятельности, которые в последствии стали их основными видами деятельности в зрелом возрасте. Но чтобы внести значимый положительный вклад в культуру как художник, музыкант, конструктор, кукольник, недостаточно освоить мастерство. Необходимо находить и генерировать самостоятельно Идеи, которые будут направлены на созидание и развитие, а для этого нужно обладать и знаниями в других сферах деятельности и быть в состоянии оценить последствия своих действий на будущие поколения.
Но идею необходимо еще и реализовать так, чтобы зрители смогли увидеть именно тот образ, который задумал художник, в этом уже как раз и проявляется мастерство и владение материалом и формой.
Необходимо понимать цели человеческой жизни как таковой и роль искусства в ней, тогда будет понятна и цель каждого конкретного произведения. Художник, в широком смысле этого слова, в ответе за ту культуру, которую он формирует своими произведениями.
-А насколько сейчас востребована профессия кукольника? С её помощью можно стабильно зарабатывать?
-Сейчас, когда интернет очень развит и любая информация распространяется мгновенно – у любого человека есть возможность рассказать о своей деятельности или мыслях, можно сказать, всему миру в реальном времени. Поэтому, если верно выстроить цели, наметить план их достижения, то зарабатывать можно в любой сфере. Сейчас открыты все возможности.
Что касается кукольной сферы: художников-кукольников становится всё больше. Очень много начинающих мастеров, но есть и очень известные имена. Информация об авторских куклах попадает к самым разным людям из всех областей деятельности с самым различным достатком. В последние десятилетия во многих странах мира проходят специализированные кукольные выставки, в том числе и международного масштаба. Эти мероприятия широко освещаются прессой. Открылись кукольные галереи во многих крупных городах. Обучение кукольному мастерству тоже идет достаточно интенсивно. И всё это при наличии различных интернет-площадок для работы с потенциальными покупателями. Так что, если не сидеть совсем уж тихо, и понемногу показывать свои произведения миру – вполне можно привлечь поклонников кукольного творчества.
-Сложно ли освоить эту профессию?
-Когда я начинала заниматься куклами, то у меня за плечами была хорошая база художественной школы и Университет Т. Шевченко, факультет кибернетики. Ещё я успела поработать и декоратором, и художником-дизайнером в полиграфии, а техническое образование дало возможность собрать разрозненные знания в единую картину.
Есть множество вопросов, с которыми сталкиваются новички. Мне бы хотелось поделиться мыслями с начинающими художниками-кукольниками о том, как стоит подходить к изучению кукольного мастерства и, возможно, избежать множества ошибок и ускорить свой путь в этом направлении. Очень важно понимать человека: его психологию и место в обществе – а значит, хорошо было бы почитать книги по психологии и социологии, чтобы понимать какие образы необходимо создавать и на основе каких стереотипов в психике они будут восприниматься людьми. Необходимо почитать историю искусств и историю костюма и желательно во взаимосвязи с общим развитием наук и экономики в мире. Постепенно подтянуть знание анатомии, как в теории, так и в практике рисунка и лепки фигуры и портрета человека из глины или пластилина. Это очень поможет при создании куклы во всех отношениях. Чтобы грамотно подбирать цвета тканей для костюмов нужно поучиться у природы, в каком соотношении и какие именно цвета располагаются у разных бабочек, птиц, рыб. Учиться придётся много, но это очень интересно (улыбается).
-Вы проводите мастер-классы?
-Да, я преподаю кукольное мастерство с 2012 года. Многие из моих учеников уже самостоятельно выставляют свои работы, побеждают в различных конкурсах, а некоторые уже сами преподают. Мы всегда с теплотой и радостью встречаемся, всегда есть что обсудить и обогатиться знаниями.
-Не планируете записать обучающий диск на тему «Авторская кукла от и до»?
-Планирую. Думаю, что в ближайшем будущем обучающий диск я обязательно запишу.
-Вы сами изготовляете костюмы для кукол? Кажется, что это не менее трудоемкий процесс, чем создание самой куклы.
-Весь процесс создания куклы от идеи и эскиза до каждой детальки я делаю самостоятельно. Но иногда в редких случаях прибегаю к помощи ювелира, гравера, столяра. Однажды мне необходимо было на заказ сделать программиста, у которого был миниатюрный ноутбук на коленях. Тогда мне его сделал один очень хороший ювелир. Выглядело это устройство как настоящий ноутбук, только размером 11 см. По фотографиям люди часто путают эту куклу с живым человеком. В авторской кукле все должно быть «по-настоящему» и соразмерно масштабу, аккуратно и надежно насколько это возможно. Кукла будет служить кому-то украшением дома, будет передаваться из поколения в поколение как семейная ценность. Куклу нужно создавать не спеша и с уважением к людям.
-Вы также создаете сувениры, одежду и аксессуары, декор, пишите картины… Для вас это не менее интересно, чем работа над куклами?
-Одной из самых больших человеческих потребностей является потребность в новых знаниях и освоении новых навыков. На мой взгляд, просто невозможно заниматься всё время только каким-то одним делом, иначе ты начинаешь останавливаться, и даже самое любимое дело может превратиться в рутину. Поэтому просто необходимо переключаться, постоянно обновлять свои знания и навыки. Каждый год я выбираю себе новое занятие для освоения, но не забываю о старых. Иногда ко мне все еще обращаются с заказами по созданию рекламных макетов для полиграфической продукции – хороший повод не забывать то, что когда-то было хорошо знакомо.
-Очень понравилась ваша серия кукол «Гостья из будущего». Почему вас вдохновил именно образ Алисы Селезневой? Долго ли вы над ним работали?
-В нашей культуре создано немало замечательных добрых образов. Алиса – девочка из светлого будущего – один из них. «Гостья из будущего» – этот фильм, пожалуй, самый запомнившийся и полюбившийся многим детям уже нескольких поколений. И запомнились зрителям именно образы героев, созданных на экране. Добрые лучистые глаза Алисы, ее самые обыкновенные знания нескольких языков, спортивные способности, любознательность и правдивость, смелость, преданность, красота души… Как хочется, чтобы будущее, в котором все дети будут похожи в этом на нее, приблизилось поскорее. Вот эти мысли и вдохновили на создание кукольной копии Алисы Селезневой.
Работать над ней пришлось около года. Много занял и подготовительный этап, пришлось многое продумать и сделать совершенно по-новому в техническом отношении. Я очень выросла как мастер благодаря этому проекту.
-Вы показывали свои работы Наталье Гусевой, исполнительнице роли Алисы в фильме? Советовались с ней? Ей понравились её кукольные двойники?
-Ну, скажем так: Наташа знала о том, что я работаю над проектом «Гостья из будущего». Но вживую познакомились и увиделись мы только на выставке в Москве. Наташе очень понравились куклы, поэтому она и приняла приглашение, и пришла в гости, чем сделала большой подарок многим посетителям выставки.
Мне тоже хотелось сделать этому замечательному человеку свой подарок, и теперь одна из Алис будет жить у нее дома…
-А о чем еще, если не секрет, вам удалось поговорить с Наташей? Какие впечатления остались?
-Мы с Наташей после выставки пили чай и общались. И в беседе она рассказала, что ей самой (девочке невысокого роста и не очень выдающихся спортивных данных) приходилось соответствовать тому, образу, который был создан в фильме и был показан на экранах по всей стране. Первоклашки в ее школе смотрели на нее как на идеал, и ей нужно было расти над собой и делать то, что она раньше не делала, делать все, чтобы поддержать веру в лучшие качества человека, чтобы другие смогли поверить в себя, развиваться и двигаться в этом направлении.
Наташа – очень скромный и добрый человек, и абсолютно непубличный. Спасибо ей, что все же пришла на выставку и подарила людям частичку своей доброты и красоты.
И спасибо той девочке – маленькой Наташе Гусевой, которая смогла создать на экране этот светлый образ и не изменить представление об Алисе Селезнёвой другими ролями, как это часто бывает. Нужно обладать определенным мужеством и пониманием последствий этого поступка.
-Елена, а у вас не возникало желания создать серию кукол известных людей в стиле музея мадам Тюссо? Или героев известных детских сказок, например, Мэри Поппинс? Мальвину? Каковы ваши творческие планы?
-О творческих планах, да и обо всех других, стараюсь не рассказывать до поры, до времени… Как говорится: больше дела, меньше слов! Так работа лучше спорится (улыбается).
А что касается кукол известных людей и сказочных персонажей, то для подобной серии понадобился бы труд не одного художника, а целой команды и небольшой фабрики. Как я говорила, работа над проектом «Гостья из будущего» заняла у меня около года. Но среди мастеров-кукольников очень популярны для воплощения образ и Мальвины, и Мэри Поппинс, одним из излюбленных является Алиса из Страны Чудес.
Важно, чтобы образ вдохновлял самого художника… Мне ближе по характеру и по значимости образы Гагарина, Руслана и Людмилы, Богатырей, Василисы Премудрой. Детские и сказочные персонажи — это интересно и, возможно, даже ближе для воплощения в кукле, но, если бы Ломоносов делал все так, как было бы легче, то мы бы не пользовались сейчас его трудами. Всегда нужно ставить себе задачи сложнее, чем ты способен на данный момент решить и потихоньку идти к ней, и всё обязательно сложится.
-А где можно увидеть и приобрести ваши работы? Вы регулярно принимаете участие в выставках?
-Да, я постоянно принимаю участие в выставках, как в странах СНГ, так и в Европе. Мои работы можно посмотреть на сайте www.lumis.kiev.ua и на многих других интернет-ресурсах, задав поиск по фамилии.
-Большое вам спасибо за интересную беседу! И огромных творческих успехов!
-Благодарю! Желаю вашим читателям хорошего творческого настроения для добрых дел (улыбается).
Денис Бессонов