В гостях у “Эксклюзива” певица кафедры концертмейстерского искусства Московской Консерватории, Лауреат международных конкурсов, преподаватель Елена Ольховская.
Елена рассказала нашим читателям о начале творческого пути, текущих проектах, перспективах молодых музыкантов и поделилась формулой успеха…
-Елена, в каком возрасте вы начали заниматься музыкой? Как появился интерес к ней?
-Мне было пять лет, когда моя тетя отвела меня в музыкальную школу. Интерес к творческому самовыражению мои родители стали наблюдать еще раньше. Мне всегда нравилось петь, что-то изображать, режиссировать… Наверное, поход в музыкальную школу при таком положении дел был естественным выходом (улыбается).
Мы все рождаемся с интересом или склонностью к чему-либо. В возрасте 4-5 лет ребенку сложно самому отследить, как появляется этот интерес. Тут наблюдательность и чуткость родителей играет большую роль. Должна сказать, в моей семье любили на семейных посиделках придумать что-то необычное, творческое, песни-танцы, смешные газеты к праздникам, розыгрыши, даже мини театральные постановки. Две мои тетки были большие придумщицы в этом деле (улыбается), а мы с сестрой во все глаза наблюдали за этим и, наверное, впитывали. Помню, что папа часто записывал на пленку мои «интервью», а вопросы придумывала мама. Одно интервью помню до сих пор. Я изображала певицу на гастролях в Лондоне, и меня интервьюировал после премьеры корреспондент. С большой охотой и изобретательностью я отвечала на его вопросы (улыбается)… с фантазией была девочка (смеется).
Сейчас смешно и странно вспоминать… получается, что-то я предугадывала, будучи ребенком.
-А какое музыкальное образование вы получили?
-Я считаю — великолепное! Сначала Детская хоровая школа «Весна», хор которой сейчас известен всему миру. Это была та настоящая база, которая позволила сделать правильный выбор в последующем образовании. Конечно, любовь к пению, и осознание того, что петь я хочу профессионально в будущем. Огромное спасибо нашему незабвенному руководителю, настоящему отцу и наставнику — Александру Сергеевичу Пономареву.
После окончания музыкальной школы я поступила на дирижерское отделение Мерзляковского училища. На втором курсе встретила своего будущего педагога вокала — Тамару Васильевну Семенову. На тот момент я уже работала в «Весне» педагогом сольфеджио, но понимала, что это не совсем мой путь.
Пришла к Александру Сергеевичу и рассказала о своих планах заниматься серьезно вокалом. Выслушал он меня с большой серьезностью и вниманием и сказал: “Иди! Занимайся тем, к чему душа лежит и успеха тебе”. Благодарна ему за то, что поверил тогда в меня, в самом начале, когда об успехах и говорить было нечего. Великий учитель, великий человек.
После Мерзляковки я поступила уже на вокальное отделение академии им. Гнесиных.
-Как складывался Ваш творческий путь?
-Начнешь вспоминать — длинный такой получается путь, в чем-то сложный и замечательный одновременно. На третьем курсе Гнесинки я стала лауреатом Всероссийского конкурса «Bella voce», появился вкус к сцене, конкурсам, каким-то интересным концертам. На тот момент у нас с моей подругой и певицей Ольгой Семеновой сложился вокальный дуэт — прекрасное было время. А нашим концертмейстером была тогда моя сестра Наталья.
Мы много выступали, делали интересные программы, сестры Лисициан хвалили нас и прочили будущее. На сегодняшний день, кстати, так и не появилось дуэта, равного им, к сожалению…
После окончания Академии я стала выступать с каждым годом больше и больше, ездила на фестивали, пела в Италии, Польше, с программой русской музыки выступала в Японии, последние несколько лет езжу петь в Эквадор на международный фестиваль академической музыки.
-Расскажите, пожалуйста, об этом фестивале подробнее. Вы ведь недавно вернулись из Эквадора.
-Мой хороший друг, эквадорский дирижер Байрон Сотомайор Кальдерон, восемь лет назад организовал международный фестиваль FIAMA. Его задача — привлечь внимание эквадорцев к академической музыке, популяризировать ее. Каждый год собирается большая команда музыкантов из разных стран, фестиваль стартует в северной культурной столице Кито и в течение 15-20 дней почти ежедневных концертов постепенно опускается на юг страны, в другую культурную столицу — Гуаякиль. Таким образом, мы выступаем по всей стране.
Интерес к фестивалю каждый год огромный, он освещается в средствах массовой информации, ведь Эквадор очень заинтересован в том, чтобы культурный уровень страны поднимался. Некоторые музыканты фестиваля, например, потрясающий аргентинский дирижер Даниэль Гримольди, дают мастерклассы. В том году мы решили объединиться и дали совместный мастеркласс. Подумали, что будет интересно увидеть работу дирижера с певицей.
Иностранцы по-другому работают с певцами, а если это талантливый коуч — начинается действо… Превращение произведения в шедевр (улыбается). Всегда огромное счастье работать с Даниэлем, он невероятно энергетичный музыкант, готовый отдать себя всего и все свои знания. И его советы — большая польза для меня.
Вообще, должна сказать — Латинская Америка — это другой мир! Могу долго говорить об этом (улыбается).
Я очень благодарна Байрону за эту идею и возможность ежегодно бывать там, наслаждаться экваториальными красотами и петь. Отношение к профессиональным музыкантам там удивительное — огромное уважение и почтение!
За это время я узнала и приобрела много друзей-музыкантов, прекрасных профессионалов, которые работают в Латинской Америке. Некоторые из них — русские, воспитанники Московской консерватории. В Эквадоре они все являются признанными специалистам своего дела. Российское образование очень ценится там, очень!
В этом году концертмейстером фестиваля была русская пианистка Катерина Пухиря. Мы были знакомы еще в Москве, во время учебы в училище. Катя уже 25 лет живет и работает в Эквадоре. Такие профессионалы встречаются редко… Ее способность транспонировать на кварту сходу — для певца немыслимая удача. А когда мне понадобилось спеть арию Пуччини, но не было нот — Катя сыграла ее наизусть. Спрашиваю — как ты это делаешь?! Говорит — играла ее когда-то. Уникум! (Улыбается).
Конечно, профессионалы ценятся везде. К сожалению, в Эквадоре не существует школы концертмейстерского искусства, и таких пианисток, как Катя, там просто нет. Так что, везите с собой концертмейстера в Эквадор! (Смеется).
-Вы были убеждены в том, что именно музыка ваше призвание? Не было желания освоить какую-то другую профессию, по примеру сестры, а музыкой заниматься на уровне хобби?
-Убедилась, да. Конечно, были моменты сомнения, я же живой человек, и моя жизнь менялась не раз. Но хватало буквально пары месяцев, чтобы понять — без музыки и пения жизни нет.
Освоить другую профессию подумываю (улыбается). Надо же чем-то заниматься лет через 20! Но это будет связано с искусством, как ни крути (улыбается).
-Вам интересна только классическая вокальная музыка или другие музыкальные жанры?
-Мне многое интересно (улыбается). Люблю эстраду, рок, мюзикл и симфоническую музыку. Очень люблю джаз и преклоняюсь перед теми оперными певицами, кто виртуозно делает это. Кири те Канава, Рене Флеминг! Может, освою это когда-нибудь (улыбается).
-А чем интересен стиль салонного музицирования?
-Интересны разные стили музицирования, но салонное — оно самое непростое, по моему мнению. Не за что и не за кого спрятаться и опереться, кроме своего голоса и своего дорогого концертмейстера (улыбается). Ты «голенький» стоишь перед публикой — и порой это очень небольшое расстояние. Знаете, как говорят актеры, театр и кино — это две большие разницы. Так и тут — когда ты поешь камерные вещи — все видно и слышно мгновенно, ты всегда крупным планом, тебе ничто не помогает и не отвлекает внимания зрителя. Ты сама должна целиком создать декорации, образ героя, одеть его в костюм и грим, за несколько минут передать зрителю то, что хотел сказать композитор и поэт, понимаете?
Это очень-очень большое умение… Я не говорю, что в совершенстве владею этим искусством — учусь постоянно, но именно это интересно в камерной музыке.
-В каких музыкальных конкурсах вы участвовали? Каких успехов достигли?
-Началом было «Веlla voce». 3-тья премия в сольном разделе, в другой год на этом же конкурсе мы получили Гран-При как дуэт.
Потом был международный конкурс «Музыка 20 век», 1-ая премия в сольном разделе. 1-ая премия как дуэт на международной Олимпиаде в Москве.
Так же я была дипломантом программы «Будущее России» Российской Академии наук.
-Много ли сейчас, на ваш взгляд, талантливых молодых российских музыкантов?
-Огромное количество! Россия в этом плане неистощима. Но завершенность и лоск они, как правило, получают, продолжая обучение в Европе. Я говорю о певцах, разумеется.
-Есть ли у них перспективы быть востребованными за рубежом?
-Почему нет? Кто открыт для нового и внутренне свободен, без стереотипов и комплексов — имеет перспективы. Русские музыканты очень талантливы и работоспособны, это отмечают все на Западе.
-А что нужно для того, чтобы попасть на мировую сцену?
-Ох… какой вопрос (улыбается). Много составляющих… это сложно.
-Назовите, пожалуйста, самые главные из них.
-Первое — это Педагог! Без своего педагога, Тамары Семеновой, ничего не было бы, это совершенно очевидно. То, из чего сейчас можно лепить с легкостью — это ее многолетний труд, кропотливый, мучительный порой для нас обеих. Но этот путь был пройден, и слава Богу, хватило терпения (улыбается).
Конечно, не могу не сказать спасибо тем прекрасным педагогам-музыкантам, которых мне повезло встретить, кто помогал мне и оставил след в моей музыкальной жизни. Это московские профессора — Татьяна Кандинская, Марина Кравец, Елена Стриковская, Галина Брыкина.
Так вот, педагоги, огромный труд, упорство, вера, отличное здоровье, поддержка семьи, финансы и везение.
Ну и Боженька должен увидеть, как ты стараешься и очень хочешь… и хочешь, и хочешь именно этого (улыбается). Мы все получаем то, чего хотим всем сердцем.
-Вы занимаетесь преподавательской деятельностью. Чем вам интересна эта сфера и трудно ли совмещать ее с выступлениями?
-Пока не трудно, хотя бывают и накладки (улыбается). Знаете, мне всегда было интересно заниматься с коллективом, учить. Вот прямо с детства! Лет с 7-и на летних каникулах у бабушки мы с деревенской детворой делали театральные постановки. Детские сказки, а «Анна Каренина» была вершиной моей летней режиссерской карьеры (улыбается). Каждую неделю — новый спектакль, костюмы, афиши, билеты. Замечательное было детство!
Очень люблю заниматься с детишками…. В них что вложишь — то и будет, чистые листочки. Взрослые часто приходят искалеченные, но это тоже счастье — видеть, как что-то начинает получаться. И это очень много дает мне самой как певице. Надо же думать, анализировать — почему не получается у человека, что надо предпринять? Порой для себя самой находишь какой-то новый способ, как озарение (улыбается).
-Как сейчас складывается ваша творческая жизнь?
-Приятно для меня складывается. Наверное, я уже удовлетворила все свои амбиции. Ну или почти все (улыбается). Есть еще интересные задумки, очень хочется, чтобы получилось.
-А как попасть на ваши концерты?
-Я часто пою в концертах Консерватории и проектах Гнесинской Академии — делаю анонсы на своей странице в Фейсбуке. Сольные концерты всегда анонсирую афишами на своей странице.
-Планируются ли совместные концерты с вашей сестрой Натальей?
-Мы всегда что-то задумываем! Самый главный на сегодняшний день проект — наш концерт в Зальцбурге. Хотелось бы записать диск… Когда есть свой родной концертмейстер – вы же понимаете, как хочется что-то придумать и воплотить (улыбается).
-Елена, а у вас есть своя формула успеха? Что бы вы посоветовали начинающим музыкантам?
-Формула наверное такая: Четко знать, чего ты хочешь. И как сильно ты этого хочешь. Если знаешь — все получится.
А начинающим могу сказать то же самое — имейте четкую цель и страстное желание. И верьте в себя всегда!
Денис Бессонов
ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:
Наталья Ольховская: давайте спешить делать добро, пока еще есть время!