Святитель Николай Японский – православный самурай

16 февраля – день памяти святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского, сумевшего зажечь свет православия в суровой Японии. Вспомним сегодня жизненный путь и наставления этого удивительного человека.

Святитель Николай Японский. Рисунок Артема Безменова

Будущий святитель, в миру — Иван Дмитриевич Касаткин, родился 1 августа 1836 года в селе Береза Смоленской губернии, в семье диакона. Окончив Бельское духовное училище и Смоленскую семинарию, он в числе лучших учеников поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию в 1857 году. В это время в японском городе Хокодатэ скончался священник церкви при русском посольстве, и Иван изъявил желание отправиться туда, решив к тому же принять монашество с именем Николай.

В 1861 году молодой священник прибыл в Японию, взяв с собой свою любимую икону Смоленской Божией Матери. Первое время он только изучал нравы местных жителей и их язык.

Святитель Николай Японский
Святитель Николай Японский

Надо сказать, что проповедовать христианство в Японии было чрезвычайно сложно. Само христианство в глазах японцев ассоциировалось с европейцами, мечтавшими прибрать к рукам островное государство. Иезуиты пытались в XVI веке проповедовать тут, но небольшие общины быстро распались, новообращенные вернулись к вере предков. Поэтому христиан в Японии практически не было, несмотря на всемирную распространенность этой религии. А в XIX веке проповедь христианства и вовсе стала противозаконным делом.

В 1868 году, прекрасно изучив японский язык и культуру, святой Николай встретил своего первого ученика — японского самурая и синтоистского жреца Савабэ. Тот поначалу агрессивно отнесся к проповеднику и даже пытался убить его, но затем прислушался к словам святого и в корне изменил свою жизнь, крестившись и став впоследствии православным священником.

Святитель Николай Японский с помощниками

В 1870 году святитель добился открытия Русской Духовной миссии в Японии. Японские власти преследовали первых христиан, выгоняли с работы православных японцев, сам Николай попадал в тюрьму. Но все препятствия были преодолены с Божьей помощью, и в 1872 году миссия переехала в столицу Японии — Токио. Священное Писание и богослужебные тексты переводились на японский, появлялись японские священники и диаконы. 17 марта 1880 года святитель Николай был хиротонисан во епископы, и был торжественно заложен токийский Воскресенский кафедральный собор, освященный в 1891 году. Все больше православной литературы переводилось на японский язык, строились новые храмы, в которых хор пел тоже по-японски.

Токийский Воскресенский кафедральный собор. Наше время.
Токийский Воскресенский кафедральный собор. Наше время.

В 1904 году началась русско-японская война, и святитель отказался участвовать в публичных богослужениях, не желая молиться за победу какой-либо из воюющих сторон. В 1908 году владыка передал свои полномочия епископу Сергию (Тихомирову) и отошел от дел. Святой Николай Японский тихо скончался 3 февраля 1912 года, окруженный всеобщей любовью и почитанием. Тысячи японцев шли за гробом святителя, даже японский император Мэйдзи прислал венок на могилу святого и лично дал разрешение на захоронение его останков в пределах города, на кладбище Янака.

Могила святителя Николая Японского на кладбище Янака в Токио. Наше время.
Могила святителя Николая Японского на кладбище Янака в Токио. Наше время.

Святитель Николай создал Японскую Православную Церковь, подобно равноапостольным Кириллу и Мефодию, создавшим Церковь Русскую. Его наследие — это современная автономная Японская Православная Церковь, которая состоит их трёх епархий, включающих в себя 150 приходов.


Интересные факты о святителе Николае Японском


Чтобы добраться до семинарии губернского города Смоленска, будущему святому пришлось пройти пешком более 150 верст. Как один из лучших студентов он был рекомендован к поступлению в Санкт-Петербургскую духовную академию. Иван Касаткин происходил из духовного сословия, и был воспитан с верой в то, что должен обязательно следовать пути его отца-священника.

Святитель Николай Японский
Святитель Николай Японский

Узнав об открывшейся вакансии священника при русском консульстве в японском городе Хакодатэ, Иван сразу же подал прошение, которое было удовлетворено. Он принял постриг с именем Николай и отправился в Японию. Тогда будущему святому было всего 24 года.

Дорога до Японии заняла целый год. Через всю Сибирь святитель проехал в кибитке.

Проповедь христианства в Японии долгое время каралось смертной казнью. «Японцы смотрели на христианство, как на зловредную секту, к которой могут принадлежать только отъявленные злодеи», — рассказывал архиепископ Николай. Но за полвека его миссионерской работы в Японии появилось 266 православных общин.

Групповая фотография участников Всеяпонского Православного Собора 1882 г. В центре сидит св. равноап. Николай Японский.
Групповая фотография участников Всеяпонского Православного Собора 1882 г. В центре сидит св. равноап. Николай Японский.

Более восьми лет святитель изучал японский язык. Во время занятий японским языком отдыха просили учителя, которых он нанимал по двое и трое одновременно, чтобы они могли сменять друг друга — столь сильным было его рвение поскорее овладеть языком.

Изучая культуру Японии, святитель ходил по буддийским и синтоистским храмам, беседовал с местными духовными учителями, изучал литературу. Однажды отец Николай зашел в буддийский храм, гостя стали усаживать, но ни одного стула рядом не оказалось. Тогда ему вежливо предложили сесть на жертвенник, к великому удивлению растерявшегося миссионера.

Первого японца отец Николай, несмотря на угрозу смерти, крестил уже через 4 года своего служения. Им стал бывший жрец синтоистского храма. Тот всегда с ненавистью смотрел на иеромонаха Николая, встречаясь с ним в доме консула, и святитель однажды спросил его: «За что ты на меня так сердишься?». Японец ответил: «Ты со своей проповедью больше всех повредишь Японии». «А ты разве знаком с моим учением? Сначала выслушай, а потом суди», предложил монах. Японец смутился и вдруг ответил: «Ну, говори». Вскоре Савабе был крещён с именем Павел и стал первым священником-японцем.

Священник Павел Савабе
Священник Павел Савабе

Поучая, святитель говорил об очень простых вещах, но всегда зажигал сердца. Земледелец, учитель, воин, купец — все они необходимы для человечества, — говорил епископ — всем им быть повелел Господь. Пусть они трудятся в сознании этого, тогда одним исполнением своего служения получат Царство Небесное. Был внимателен к людям, посещал дома, терпеливо и часто подолгу беседовал с язычниками.

В течении 30 лет, каждый день, ровно в шесть часов вечера входил в келью отца Николая его постоянный сотрудник по переводам Накаи-сан. Он садился рядом с епископом на низенький табурет и начинал писать под диктовку переводы духовных книг на японский язык. Работа продолжалась четыре часа. Откладывалась она только в дни вечерних богослужений и праздников. Также издавался журнал «Церковный вестник» на японском языке.

Святитель и его помощник в переводе Писания о. Накаи
Святитель и его помощник в переводе Писания о. Накаи

Святитель был единственным русским человеком в Японии во время войны 1905. Рискуя жизнью он остался с Японской Православной Церковью. Будучи сам горячим патриотом России, епископ Николай ясно понимал, что такой же патриотизм нужен и для Японии, поэтому он настойчиво требовал от своих последователей, чтобы они были верными сынами своей страны. Православным японцам святитель Николай благословил молиться о даровании победы их императору. Но сам во время войны в общественном богослужении не участвовал — не мог молиться о победе Японии над его отечеством.

С юбилеем служения владыку Николая поздравлял губернатор Токио. Владыка согласился торжественно отпраздновать юбилей служения в Японии, зная, что праздник привлечёт внимание многих, и это послужит большему распространению Веры Христовой.


Избранные цитаты из книги «Дневники святителя Николая Японского»


Разве добрые дела как некое сокровище человек понесёт на плечах за гроб? Нет, он не понесёт ничего, кроме собственной души. Наги все предстанем пред Господом. Что это значит? А вот что. Я трудился в Японии, хоть и плохо, всё же трудился, 35 лет; умри сегодня — что будет явлено завтра на Суде Божием? Явлено будет, нажил ли я смирение или гордость; если последнее… то Япония, значит, не только не послужила мне самому во спасение, но, напротив, погубила меня. Иуда был апостол и спас, вероятно, многих, но это послужило ему к тягчайшему осуждению, когда он предстал пред Судом Божиим своею нагою душою, такою, как она значится в Евангелии…

Святитель Николай Японский

Душевная жизнь слагается из ежедневных, ежечасных, ежеминутных мыслей, чувств, желаний; всё это — как малые капли, сливаясь, образуют ручей, реку и море — составляют целостные жизни. И как река, озеро светлы или мутны оттого, что капли в них светлы или мутны, так и жизнь — радостна или печальна, чиста или грязна оттого, что таковы ежеминутные и ежедневные мысли и чувства. Такова и бесконечная будущность будет, — счастливая или мучительная, славная или позорная, — каковы наши обыденные мысли и чувства, которые дали тот или иной вид, характер, свойство нашей душе. В высшей степени важно беречь себя ежедневно, ежеминутно от всякого загрязнения.

Мы когда мечтаем о деле, то оно нам нравится, а принялись — прескучно. И это естественно: в думах нам представляется дело целостным, с его успехом, благими результатами и прочими благами, а станем делать… процесс надоедлив, ну и скучно. Дума нас не обманывает: когда кончим дело, тогда получим удовольствие, о котором мечтали, — но изволь-ка добраться до него!

Итак, нужно… стоять на посту и спокойно делать, что под рукой, не заботиться о прочем: мы рабы — Хозяину виднее, Он пусть заботится! Но и не безучастно относиться к своей службе, как то делают дрянные рабы, а влагать сердце и душу в неё, — но спокойно, от неудач не опускать голову и руки, от удач не поднимать выше обыкновения голову и не давать пульсу биться сильнее, — Хозяин-то правит ладьёй жизни нашей, — и, затишье ли, быстрое ли теченье, — всё это Его дело, а наше — спокойно грести, не выпуская весла, пока смерть не выбьет его из рук.

Святитель Николай Японский

Прилепившись к Богу, мы будем безопасны в любых искушениях, подобно тому, как кораблю, достигшему гавани, уже нестрашны бури.

Что страшнее смерча? А отчего он? От встречи двух ветров. Итак, если дует ветер злобы, подлости, глупости, то не возмущаться и не воздымать навстречу ветер гнева; тогда дрянной ветер разрушится сам собою в ничто; а иначе — ломка и гибель, а после угрызения и терзания. Сохрани меня, Господи, от гнева и дай спокойствие капитана, плывущему по неспокойному морю!

Человек изначально удобопреклонен ко злу, поэтому для того, чтобы победить искушения, необходимо с готовностью терпеть разного рода труды и скорби, сдерживать себя и направлять своё сердце к истине. Если мы не претерпим трудов и скорбей, то мы не сможем преодолеть ничего, ибо без трудов и скорбей кто может победить врага?

Святитель Николай Японский, икона.

По материалам Интернета. Рисунок Артема Безменова