В истории русской поэзии встречаются имена, которые невозможно вписать в привычные рамки. Булат Окуджава стал одним из таких поэтов – его творчество, подобно многоцветной мозаике, складывалось из разных граней души, где переплетались свет и тень, вера и сомнения, любовь к жизни и понимание её преходящего характера.
В начале своего творческого пути Окуджава открыто называл себя атеистом. Его ранние стихи дышали скептицизмом и даже некоторой иронией по отношению к религиозным темам. Но жизнь поэта, как и его творчество, не стояла на месте. Постепенно, словно через тернии сомнений, он начал находить путь к вере.
Христианские мотивы в его поэзии проявлялись по-разному. Иногда это были едва заметные отблески в строках о доме, о комнате, где “храни её Бог – мой дом, мою крепость и волю”. Порой это были глубокие философские размышления о смысле жизни и смерти, как в знаменитом стихотворении “Почему мы исчезаем”, где поэт, словно эхо ветхозаветного мудреца, размышляет о бренности бытия.
В последние годы жизни Булат Окуджава искал воцерковления. Его духовный путь завершился крещением перед самой смертью, которое он совершил по благословению архимандрита Иоанна Крестьянкина. Поэт принял имя Иоанн – имя, которое, как оказалось позже, было предречено ему задолго до этого события.
Интересно, что даже в те периоды, когда Окуджава открыто называл себя атеистом, в его стихах всё равно ощущалось некое невидимое, но реальное присутствие Божие. Как отмечал священник Георгий Чистяков, отпевавший поэта: “Почти во всех без исключения его стихах ощущается присутствие Божие, невидимое, но реальное”.
Окуджава никогда не был богоборцем. Он уважал веру других людей и хотел, чтобы уважали его убеждения. В его поэзии всегда присутствовала удивительная черта – способность говорить о вечном простыми словами, делать высокие истины понятными каждому.
Путь Окуджавы к вере был долгим и сложным, но именно эта сложность, эти поиски и сомнения сделали его творчество таким глубоким и проникновенным. В стихах поэта отразилась вся противоречивость человеческого существования: от атеистических сомнений до искреннего стремления к Богу, от иронии до глубокой веры.
Через всю свою жизнь и творчество Булат Окуджава пронёс поиск истины, который завершился принятием веры. Его поэзия стала своеобразным духовным путеводителем, где каждый читатель мог найти что-то своё – будь то отражение собственных сомнений или путь к пониманию вечных истин.
История принятия Булатом Окуджавой имени Иоанн при крещении окутана удивительными совпадениями и духовными предзнаменованиями.
Пророческое предсказание произошло задолго до крещения поэта. Его жена Ольга, будучи верующим человеком, однажды посетила Псково-Печерский монастырь и встретилась с отцом Иоанном (Крестьянкиным). Она поделилась с ним своей тревогой о том, что Булат не проявляет интереса к вере и не крестится. Старец неожиданно ответил ей: “Не волнуйся, ты сама его окрестишь” и добавил, что назвать его следует именем Иван.

Неожиданное решение пришло к самому Окуджаве уже в последние дни его жизни. Несмотря на то, что он был настолько тяжело болен, что позвать священника для крещения уже не представлялось возможным, Булат Шалвович сам изъявил желание креститься. В этот момент Ольга вспомнила слова отца Иоанна о том, что в особых случаях церковь признает действительным крещение, совершенное мирянином.
Выбор имени стал особенно символичным – когда Ольга спросила мужа, какое имя он выбирает при крещении, Булат сам ответил: “Иван!”. Таким образом, произошло удивительное совпадение с пророческими словами отца Иоанна (Крестьянкина), который предсказал не только само крещение, но и имя, которое получит поэт.
Духовное значение этого события подчеркивается тем, что имя Иоанн (Иван) в христианской традиции связано с пророком Иоанном Крестителем, предвозвестником Спасителя. Возможно, именно это имя наилучшим образом отражало внутреннее состояние поэта в конце его жизни – путь исканий, приведший его к искреннему обращению к вере в момент глубокого прозрения.
Чудны дела Твои, Господи!
Фрагмент текста песни “Виноградная косточка”. Автор Булат Окуджава.
Виноградную косточку в теплую землю зарою,
И лозу поцелую и спелые гроздья сорву,
И друзей созову, на любовь свое сердце настрою.
А иначе зачем на земле этой вечной живу?
Собирайтесь-ка гости мои на мое угощенье,
Говорите мне прямо в глаза чем пред вами слыву,
Царь Небесный пошлет мне прощение за прегрешенья.
А иначе зачем на земле этой вечной живу?
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Яна Тюлькова: политика разъединяет, а джаз – объединяет
Марина Хлебникова: я сочетаю полезное с приятным
Юрий Маликов: ретро-интерес опять возникает
Марина Хлебникова: рецепт чашки кофею
Универсиада, Аида и “Птица белая”
Вадим Грачев: изучение языков – это гимнастика для ума
Анонсы публикаций: Ольга Пирагс, Олег Гуртовой
Владимир Брилёв: петь попугаем я не хочу!
Поможем доброму Волшебнику!
Валерия: мое сердце свободно
Что такое счастье?
Просмотров - 1 261Помочь сайту