Песни легендарного вокально-инструментального ансамбля «Пламя» знают и помнят все — это настоящие народные хиты, проверенные временем и на все времена. Вспомним только «Снег кружится», «Не надо печалиться», «Идет солдат по городу», «Аты-баты, шли солдаты», «На дальней станции сойду», «Не повторяется такое никогда»…
Сегодня эксклюзивное интервью нашему порталу дает Народный артист России композитор, руководитель ВИА «Пламя» Сергей Березин.
-Сергей, как вы считаете, почему на нашей эстраде практически не стало молодых талантливых поэтов, композиторов, таких замечательных песен, как в былые времена? Почему нынешние песни так недолговечны?
-Почему не стало? Они есть, просто у них нет денег для демонстрации своего творчества в эфире. Раньше песни писались для сердца и души. Сейчас песни пишутся для ног и нижней половины человеческого тела. В них мало души, доброты и искреннего чувства, они пишутся ради денег.
-А есть современные российские исполнители, которые вам симпатичны?
-Есть. Без сомненья выделяются исполнительским профессионализмом группы «Премьер-министр», «Моральный кодекс», «Квартал», певицы Юлия Началова и Савичева.
-Почему же, на ваш взгляд, наши артисты не могут стать мировыми звездами?
-Могут. А кто им даст? Англоязычная музыка вдалбливается всему миру и за этим стоят большие деньги. Наши артисты могут стать мировыми звездами, но для этого им нужно петь и играть другую музыку, и иметь другой менеджмент и другие деньги, короче говоря, создать продукт конкурентоспособный на международном рынке.
-Вы можете оценить нынешнее состояние российской эстрады?
-Говорить о состоянии российской эстрады в целом все равно, что говорить о состоянии российской прессы. Есть много интересного и много неинтересного. Наверное, я никак его не оцениваю. Пусть оценивают зрители и слушатели.
-У вас есть ученики?
-Есть. Артисты ансамбля «Пламя», и в тоже время я являюсь их учеником. К тому же нашими учениками можно назвать молодых ребят из группы «Нескучный сад». Чему научился, передаю артистам этой группы.
-Какую, из исполненных вами песен, вы считаете самой успешной? И какую песню вы бы еще хотели исполнить?
-Сложный вопрос. Это определяет публика и время. Практически все наши песни прожили 25-27 лет и до сих пор они популярны и любимы. Но самая популярная, наверное, «Снег кружится». А исполнить бы хотелось хорошую и не последнюю. Жизнеспособность песен ВИА «Пламя» доказывает, что они сделаны достаточно профессионально, и это накладывает определенные обязательства. У нас много планов. Сейчас работаем над проектом под условным названием «Двадцать лет спустя». Это будут песни в той же музыкальной стилистике, в современной инструментовке, от лица героя «тех» песен, прожившего вместе с нами эти 20-25 лет.
-Ваши личные музыкальные вкусы? Что сами любите слушать?
-Я люблю хорошую, качественную музыку. В основном, предпочитаю джаз и классику.
-Сергей, можете определить, что является самым главным в вашей работе и что вас увлекает помимо нее?
-Самое главное, конечно же, это любовь зрителей, реакция зрительного зала. А увлекают… книги, путешествия. А вообще у «нормального» артиста на увлечения нет ни времени, ни сил, да и желания, все-таки главное увлечение — работа.
-А что для вас является счастьем?
-Трудно дать определение счастью, это относительное понятие. Мне кажется, что счастье у каждого свое, а главное счастье в жизни артиста — быть нужным. Для артиста счастье — любимая работа — музыка.
-Ваши жизненные принципы?
-Они просты и сформулированы в «Десяти заповедях» и изложены в Нагорной проповеди. Ничего лучшего с тех пор не было.
-Если бы у вас была возможность загадать желание, чтобы вы загадали?
-Не знаю, я не настолько романтичен. Мне кажется, свои желания человек должен реализовывать сам, а фантазии — дело неблагодарное.
-Сергей, большое вам спасибо за интервью. Ваши пожелания читателям.
-Желаю, чтобы горести нашего смутного времени прошли стороной и в любом случае, как поется в нашей песне: «Не надо печалиться, все жизнь впереди!!!»
С уважением и пламенным приветом руководитель ВИА «Пламя» Сергей Березин.
С Сергеем БЕРЕЗИНЫМ общался Денис БЕССОНОВ.
СПРАВКА
Сергей Березин с детства был привязан к музыке настолько сильно, что родители отвязывали его от пианино только тогда, когда он выполнял то, что ему задавали в музыкальной школе. Мечтал он играть на аккордеоне, а привязывали его к пианино, так как аккордеона дома не было. Потом он захотел стать композитором и писать серьезную музыку. Пришлось же писать легкую, так как незаметно для себя он окончил институт легкой промышленности. Любил играть джаз и даже стал лауреатом джазового фестиваля, а на эстраде появился, аккомпанируя Марку Бернесу.
Далее оказался в группе (переименованной в ВИА) «Самоцветы». Затем перешел на руководящую работу в ансамбль «Пламя», а после собрал группу «Нескучный сад». Для всех этих групп (ВИА), используя служебное положение, написал массу песен. Его песни пели также И. Кобзон, Э. Пьеха, Л. Лещенко, А. Вески, В. Толкунова, А. Серов, М. Шуфутинский, Ф. Киркоров, А. Руссо, «На-На» и другие, а сейчас, видимо не доверяя исполнителям, пытается петь сам в своих концертах, вместе с Ларисой Рубальской и в концертах ансамбля «Пламя».
В последнее время замечен в связях с кино, особенно с кинокомпанией «Кинотавр», где тоже занимался музыкальным руководством и писал песенки для Марка Рудинштейна. Часто его песни звучали в кинофильмах.
Много песен написал с Ларисой Рубальской. Некоторые из них стали лауреатами телевизионных фестивалей «Песня года». Сотрудничество с Ларисой стало настолько тесным, что молва их даже поженила. Но полную правду об их отношениях знают только те зрители, которые побывали на их совместных концертах. Так как ансамбль «Пламя» и песни Сергея Березина любимы народом, ему предложили называться «Народным артистом России», — он не отказался.
ВИА «Пламя» (Худ. руководитель — Н. Михайлов, позднее Сергей Березин).
Ансамбль «ПЛАМЯ» был организован в Москве в октябре 1975, когда участники популярного в начале 70-х годов ВИА «САМОЦВЕТЫ» расстались со своим лидером Юрием Маликовым. Художественным руководителем новой группы, которая получила название «ПЛАМЯ», стал опытный музыкант Николай Михайлов. Он окончил музыкальное училище им. Ипполитова-Иванова и вокально-хоровую студию, в разное время работал с Марком Бернесом, Владимиром Трошиным, был барабанщиком в джазовом трио Александра Тартаковского, а в 1971 в том же качестве приглашен в «САМОЦВЕТЫ», где быстро стал одним из аранжировщиков и певцов.
В состав «ПЛАМЕНИ» вошли также Валентин Дьяконов и Юрий Петерсон (гитары и вокал), Алексей Шачнев (бас), Сергей Березин (клавишные), Александр Могилевский и Геннадий Жарков (трубы), Ирина Шачнева (вокал) и Юрий Генбачев (барабаны). Большинство участников ансамбля имело среднее музыкальное образование (Петерсон окончил отделение эстрадной режиссуры при ГИТИСе, а Дьяконов и Шачнева — училище имени Гнесиных). В 1976 вышла их первая пластинка. В 1977 состав ВИА пополнили музыканты из ленинградского ВИА «ЛИРА» Юрий Редько (гитара, вокал) и Сергей Черепухин (скрипка, флейта). Ушедшего в трио Леонида Чижика джазмена Генбачева (позднее он также играл в джаз-ансамбле «АЛЛЕГРО») сменил Виктор Дегтярев.
В 1977 ушедших в «КРАСНЫЕ МАКИ» трубачей сменили новобранцы Алексей Колоколов и Игорь Никитин (трубы, саксофоны, флейты). В 1977 «ПЛАМЯ» принимало участие в песенных фестивалях в Волгограде и Ленинграде, гастролировало в Финляндии, выступало на фестивале молодежи и студентов в Гаване (Куба), а еще позднее выступало с популярным в Восточной Европе американским певцом Дином Ридом. В конце 70-х и начале 80-х годов в составе ВИА происходило множество изменений: среди его участников были певцы Валерий Белянин, Вячеслав Малежик (экс-«МОЗАИКА», «ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА»), Владимир Акиничев и Олег Курятников, клавишник Иван Самарин, гитарист Виктор Аникиенко и др. Бывший певец ансамбля Юрий Березин позднее выступал соло.
Информация с сайтов plamya.com и viaansambles.narod.ru