В гостях у нашего издания известная российская джазовая вокалистка, выпускница Нижегородской консерватории Яна Тюлькова.
Яна проживает в США, заканчивает аспирантуру по классическому фортепиано в “West Virginia University” и пишет диссертацию о российском композиторе.
-Яна, расскажи, пожалуйста, об особенностях обучения, а также о твоей творческой жизни.
-На данный момент, в основном, я занимаюсь только учёбой. Учиться здесь в аспирантуре достаточно сложно, чувствуется разница в подходе к образованию США и России. Прежде всего, студент сам выбирает предметы, которые он бы хотел посетить за время своего обучения. Есть, конечно, обязательные предметы, но многое зависит от самого студента, например, когда проходить тот или иной предмет.
Лично у меня возникла такая ситуация – сложный предмет попался в самом начале обучения (Перспективы развития музыкальной истории), а в конце я проходила контрапункт XVI и XVIII века, что в принципе было для меня не трудно. Конечно, многое зависит от твоего педагога. И здесь следует отметить — как и в России, мне повезло с преподавателем по специальности.
Доктор Джеймс Милтенбергер, в прошлом выпускник Eastman School of Music (в Нью-Йорке), преподаёт мне не только классическое, но и джазовое фортепиано. Доктор Милтенбергер — суперталантливый педагог, плюс ко всему это необыкновенной души человек: принимая к себе в класс, он как будто принимает человека к себе в семью. В университете его зовут “doc”, потому что знания этого человека не ограничены, также как и опыт в решении любого плана вопросов.
Доктор Милтенбергер – мой научный руководитель по написанию диссертации. Кстати, он и предложил мне писать про Николая Капустина. Кто такой Николай Капустин? Живя в России, я никогда не слышала про этого уникального композитора. Капустин пишет произведения классического жанра (например — соната, концерт, этюд, вариации, прелюдии и т.д.) в джазовом стиле. Другими словами, на слух звучит джазовая музыка в стиле Оскара Питерсона и Арт Тейтума, записанная по нотам. Достаточно необычный, креативный подход.
Ближайшее событие на эту тему намечается на 27 июня – я буду проводить презентацию на тему Николай Капустин на международном фестивале “Intersection of Classical and Jazz music” (Пересечение классической и джазовой музыки), а также буду исполнять его Сонату №3 для фортепиано.
Моя вокальная карьера тоже продолжает развиваться. Сейчас я записываю в музыкальной студии в Питтсбурге мою новую программу. Идея простая, называется “just me”, записываю вокал и ф-но одновременно. Задача, конечно, сложная, но результат, думаю, будет не плохой. Приятно то, что жизнь моя в руках очень опытного звукорежиссера, который в своё время записывал Даяну Кролл (в этой же студии), которая играла на том самом рояле, на котором я записываюсь сейчас (kind a cool).
Следует также отметить человека, который занимается организацией многих моих выступлений – это Куртис Джонсон. Куртис неоднократно приезжал к нам в Нижний Новгород, как говорил Вячеслав Викторович Уланов: “Куртис — это живая легенда”. В начале июня я выступала с биг-бэндом и пела аранжировку песни “How do you keep the music playing”, которую Куртис написал специально для меня в очень короткие сроки.
-А как идут дела в твоей вокальной студии джаза?
-В студии мы проводим два отчётных концерта в год, собственно говоря, также как и было раньше в России. Многое, что было наработано за время существования “Jazz Vocal Studio” использую при работе с американскими учениками. Например, идею выступления в дуэте или трио. Народ здесь инициативный – приходит уже со списком песен, которые хотел бы превзойти. Единственное отличие — большая занятость в школе в дополнение к бассейну, футболу, теннису… Некоторый дети играют на нескольких инструментах. Поэтому на вокал нет такой целенаправленности, как было у моих девочек в Нижнем.
-Не возникало желания открыть студию джаза для взрослых?
-Интересный момент – в Штатах люди идут учиться в любом возрасте, не стесняясь того. Например, у меня есть “ученица”, которой 52 года. В начале мне было как-то не по себе, что-то из серии “дочка маму решила поучить, как нужно правильно петь”, но со временем всё наладилось. Самое главное, есть интерес к занятиям, и есть результат. В целом, я бы не стала открывать студию джаза для взрослых, лично мне интереснее больше работать с детьми. Но я думаю, в Америке есть спрос на всё, и на обучение джаза для взрослых тоже.
-Ты живешь в США. Не изменилось ли отношение американцев к русским из-за последних политических событий, в том числе, к русским музыкантам, проживающим в Америке?
-Да, я живу в Штатах с 2010 года. Лично ко мне отношение со стороны американцев не изменилось – поскольку я живу в музыкальной среде, то люди просто сопереживают с тобой все неприятности, в том числе и с политической стороны. Много народу интересуется откуда именно я приехала – с Украины или из России, и не коснулось ли каким-то образом всё происходящее моих родителей.
Да, грустно осознавать, что есть моменты от тебя не зависящие, которые кардинальным образом могут повлиять на твою жизнь как в позитивном, так и в негативном варианте. Но, как говорит мой педагог: “Политика людей разъединяет, а джаз – объединяет”.
-Яна, а чем отличается джаз в США от джаза в России? Где он лучше воспринимается, где комфортнее выступать?
-Как ни странно, в России я больше была занята студией (образовательными поездками, конкурсами), поэтому выступала относительно редко. Здесь нагрузка не уменьшилась, я бы даже сказала, увеличилась в связи с моей учёбой в аспирантуре, но по какой-то причине количество выступлений тоже увеличилось. У меня есть такое предположение, что ты сам не знаешь, на что ты способен пока не начнёшь работать. В моей ситуации учёба – это необходимый фактор, а джаз – это моя жизнь, поэтому приходится находить время и на классику и на джаз.
Отличие Русского и Американского джаза, на мой взгляд, состоит в нюансах, которые в количественном эквиваленте определяют существенные отличия русских и американских музыкантов. Это не из серии “хорошо или плохо”, это просто по-другому.
Наглядный пример из моей жизни – на прошлой неделе я принимала участие в мастер-класс с одной очень интересной фанковой вокалисткой. Прослушав меня, она сказала: “Да, я вижу, что Вы, девушка, из России приехали. Но Ваш акцент мне даже нравится”. Она имела в виду произношение, но я проецирую это в целом на музыкальный продукт – пою я видимо тоже как русский человек (с эмоциями и самовыражением). Вопрос не в том, чем мы отличаемся друг от друга, а в том, насколько интересно то, что мы из себя представляем. Я так думаю.
-Каких еще успехов ты бы хотела достичь в своей музыкальной карьере?
-Возможности в развитии карьеры музыканта в США (вокалиста, пианиста, композитора…) на мой взгляд, очень высоки, также как и высока и планка конкурентоспособности. Например, если Вы хотите подавать заявление на работу в университет, всем заранее известно, что Вы будете конкурировать как минимум с 200-300 (а где-то и больше) таких же как и Вы талантливых людей…
Я рассматриваю саму возможность как уже достигнутый первый этап. А далее, как говорит Куртис Джонсон своим ученикам: “Я уверен, что в жизни вам выпадет шанс, возможно и не раз… Вопрос в том – будете ли Вы готовы к этому рывку?”
Денис БЕССОНОВ
Биографическая справка
Яна Тюлькова – действительный член международной ассоциации джазовых школ (IASJ) и союза преподавателей музыки США (MTNA) — известная российская джазовая вокалистка, выпускница Нижегородской консерватории.
В 2008 году она вошла в такие авторитетные издания, как швейцарская энциклопедия «Who is Who in Russia», Энциклопедию российского джаза Владимира Фейертага, и в фотоальбом «Сто Лиц Столицы Поволжья».
Лауреатские звания и участие в фестивалях:
Всероссийский конкурс фортепианных дуэтов, Новомосковск, 1995 – II-я премия «Рок-Поп-Блюз Фестиваль», Нижний Новгород, 1997 – победитель в номинации «вокал».
«Baby Sing 2002» Литва, Паневежис — II-я премия.
«Jazz Voices 2006» Литва, Клайпеда — Grand Prix.
«Finsterwalde Sanger 2006», Германия — Grand Prix.
«Young Artist Piano Competition» — 2012, США — winner.
«Kaunas Jazz 2002» (Каунас, Литва).
«Джазовые голоса — 1999, 2003» (Москва).
«Джаз России — 1998-2008» (Нижний Новгород).
«Джазовая весна — 2010» (Санкт-Петербург).
2001 и 2002 год, Berklee College of Music (Бостон, США), Джазовый вокальный факультет самого известного в Мире, джазового Высшего Учебного Заведения.
2004 год — стажировка в летней школе Berklee в Италии «Umbria Jazz Clinics», где Яна получила сертификат «Outstanding musicianship». 2007 год — 15-я Международная летняя джазовая академия (ISJA) – Краков, Польша. 2009 год — Международная летняя джазовая программа (IJSW) – Прага, Чехословакия.
С 2010 года Яна проживает в США, и на данный момент заканчивает аспирантуру по классическому фортепиано в Вест Вирджиния Университи (West Virginia University), класс преподавателя — Доктора Джеймса Милтенбергера.
Трансляции на радио:
WDUQ Pittsburgh PA (джазовая радиостанция) – 2009
WQED Pittsburgh PA (радиостанция классической музыки) – 2013
Принимала участие в мастер-классах с Леоном Флейчером (ученик Артура Шнабеля), Анн Шейн и Стефеном Шмидт.
Презентации:
«Интерпретация джазовых стандартов» — Паневежис, Литва (2006).
«Русский и Американский джаз» – California University, PA (2009).
Сотрудничество с биг-бэндами:
Vince Villanova Big Band (Wheeling, WV), Mon River Big Band (Morgantown, WV).
Работала с музыкантами:
Олег Киреев, Лев Кушнир, Джей Ди Уолтер (США), Ральф Шраббе (Германия), Питер Элдридж, Ким Назариан (New-York Voices, США), Дэнис Монтгомери III (США), Тиффани Моник (США), Куртис Джонсон (США) – номинант премии Грэмми в 2014.
Дискография:
2002 — дебютный альбом «Angel Eyes», записанный с группой Олега Киреева «Oleg Kireyev Music Band» (Москва).
2006 — «And I Love Him», записан с группой профессора, заедающего джазовым факультетом Лейпцигской консерватории, Ральфа Шраббе (Германия).
2009 — «From Pittsburgh to Nizhny/A Journey in Real Time» записан с группой из Питсбурга. (США) «The Phoenix Jazz Project».